Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Планируется продлить срок государственного контракта…

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Изменение срока действия государственного контракта в связи с нарушением по вине поставщика сроков поставки товаров противоречит действующему законодательству.

Обоснование вывода:
Единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее — "размещение заказа"), к которым относятся и потребности государственных бюджетных учреждений в товарах, работах, услугах, установлен Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 94-ФЗ).
По общему правилу, при заключении и исполнении государственного контракта (далее — контракт) изменение условий контракта, перечисленных в ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 6-6.6 и 8.1 той же статьи.
Ряд перечисленных в ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ норм этого закона указывает на необходимость заключения контракта на условиях, указанных в конкурсной документации, документации об аукционе или запросе котировок и соответствующей заявке (ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 14 ст. 41, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53 и ч. 5 и ч. 6 ст. 54 Закона N 94-ФЗ).
Так, в силу ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ по итогам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке победителя и в конкурсной документации, которая должна содержать, в том числе, условие о сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).
По итогам аукциона контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона и документации об аукционе (ч. 3 ст. 38 Закона N 94-ФЗ), которая также должна содержать, в том числе, условие о сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (ч. 4 ст. 34, п. 4 ч. 4 ст. 22 Закона N 94-ФЗ).
При запросе котировок контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о запросе котировок (ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ), которое тоже должно содержать сведения о СРОКАХ поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (п. 6 ст. 43, ч. 2 ст. 45 Закона N 94-ФЗ).
Закон N 94-ФЗ прямо предусматривает возможность изменение условий контракта только в нескольких ситуациях и только при наличии определенных обстоятельств (ч.ч. 6-6.6, ч. 8.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ), при этом случаи изменения сроков поставки там не упомянуты.
Отсюда органически вытекает вывод, что условие о сроке контракта изменению не подлежит. Иное толкование привело бы к нарушению закрепленного Законом N 94-ФЗ основополагающего принципа добросовестной конкуренции, поскольку поставило бы поставщика, имеющего возможность в любое время изменить сроки поставки, в неравные условия с другими участниками торгов.
Кроме того, арбитражная практика исходит из того, что по смыслу ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ при заключении и исполнении контракта не допускается изменение по соглашению сторон и в одностороннем порядке его существенных условий — условий, указанных в законе (смотрите, например, определение ВАС РФ от 07.06.2008 N 3471/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.01.2008 N А43-982/2007-13-6).
В соответствии с п. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506-522), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Следовательно, в силу указанной нормы и п. 1 ст. 432 ГК РФ срок поставки является существенным условием договора поставки (постановление ФАС Центрального округа от 25.06.2008 N А23-2233/07Г-4-59).
Таким образом, условие о сроке исполнения обязательств по контракту не может изменяться также и как существенное условие контракта, не подлежащее изменению.
На то, что изменение сроков исполнения контракта не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке, неоднократно указывал в своих письмах Минэкономразвития России (письмо от 24.11.2008 N Д05-5243 и п. 16 письма от 12.08.2009 N Д05-4029).
Аналогичную позицию занимают и судебные инстанции, отмечающие, что законодательством не предусмотрены правила об изменении сторонами условий контракта о сроках его действия (постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.02.2009 N Ф03-259/2009 и от 16.04.2009 N Ф03-1279/2009).
Отметим также, что на основании ч. 5 и ч. 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ не допускается изменение условия об уплате поставщиком неустойки в случае просрочки исполнения им обязательства, предусмотренного госконтрактом. Изменение срока поставки путем внесения изменения в госконтракт, по сути, освобождает поставщика от уплаты неустойки, что в силу прямого указания в законе недопустимо.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

29 июля 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.



Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение