Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Согласно документации об открытом аукционе …

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае признания судом заключенного контракта недействительным могут быть применены последствия недействительности сделки, предусмотренные п. 2 ст. 167 ГК РФ.

Обоснование вывода:
Под государственным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ в целях обеспечения государственных нужд (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ)). Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.
Из ч. 9 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ следует, что государственный контракт не может быть заключен РАНЕЕ чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация вправе разместить извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на официальном сайте не менее чем за семь дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (ч. 1 и ч. 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ).
Таким образом, извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме должно быть размещено в сроки, которые бы обеспечивали не только возможность своевременного заключения государственного контракта с участником открытого аукциона в электронной форме, но и возможность данного участника оказать услуги в сроки, предусмотренные государственным контрактом.
В данном случае услуги были оказаны участником открытого аукциона в электронной форме в сроки, предусмотренные в извещении о проведении открытого аукциона в электронном виде при отсутствии заключенного в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ государственного контракта.
Данная ситуация положениями Закона N 94-ФЗ прямо не предусмотрена.
В силу ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Согласно ч. 2.1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ обжалование действий (бездействия), совершенных при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в порядке, установленном главой 8 Закона N 94-ФЗ, допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, предусмотренный ч. 9 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ десятидневный срок с момента размещения протокола подведения итогов аукциона до заключения контракта предоставляет возможность для обжалования в порядке главы 8 названного закона в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (ч. 5.1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ).
При этом органы, осуществляющие контроль в сфере размещения заказов, вправе приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы. В случае принятия такого решения контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу. По результатам рассмотрения жалобы могут быть выданы предписания, при этом государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных таких предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов (п.п. 4-6 ст. 60 Закона N 94-ФЗ).
По истечении сроков, указанных в ч. 2.1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ, обжалование осуществляется только в судебном порядке. При этом размещение заказа может быть признано недействительным по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления только судом (ч. 3 ст. 57 Закона N 94-ФЗ).
Учитывая, что контракт сторонами заключен и обязательства выполнены, в случае признания судом контракта по каким-либо причинам недействительным, могут быть применены последствия недействительности договора. Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) — возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение