Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

ООО принимало в 2010 году участие в выставке…

Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
По мнению Минфина РФ и налоговых органов, осуществление рекламной деятельности в пользу третьих лиц не отвечает требованию экономической обоснованности, и расходы, связанные с такой рекламой, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Таким образом, возможность признания в расходах сервисного сбора, уплаченного организацией за размещение на выставочном стенде названия фирмы-контрагента, вероятно, придется доказывать в судебном порядке.

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях не нормируются и принимаются в уменьшение налога на прибыль без ограничений в полной сумме.
Обратите внимание, по мнению налоговых органов, полностью учесть можно только те расходы, которые указаны в договоре (в акте) организаторами выставки (за аренду стенда, регистрационный взнос, прочие затраты, связанные с участием в выставке) (письма УФНС России по г. Москве от 19.11.2004 N 26-12/74944, от 17.05.2004 N 26-12/33213). Если же фирма несет иные рекламные расходы на выставке (например, раздает сувениры, проводит дегустации и прочее), то такие затраты должны учитываться в пределах норматива (не превышающем 1% выручки от реализации).
Кроме этого, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли учитываются расходы при условии, что они документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на извлечение дохода. Расходы, не отвечающие этому критерию, не могут уменьшать налоговую базу (пп. 49 ст. 270 НК РФ). Это относится и к рекламным расходам, в том числе и к затратам на участие в выставке.
В рассматриваемом случае организацией при аренде выставочного места уплачен сервисный сбор не только за размещение на вывеске стенда наименования непосредственного участника выставки (т.е. организации), но и за размещение на этой же вывеске наименования сторонней организации (одного из поставщиков организации).
С точки зрения организации, такого рода расход понятен и обоснован — она реализует продукцию этой фирмы и планирует извлечь из рекламы наименования контрагента экономическую выгоду в виде увеличения объема продаж.
Налоговые органы и финансовое ведомство подобного рода рекламные расходы классифицируют как рекламу в пользу третьих лиц и не признают такие затраты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Подобный подход в схожей ситуации прослеживается в разъяснениях Минфина России, данных в письме от 26.01.2007 N 03-03-06/1/34, в котором указано: расходы дистрибьютора на распространение рекламной информации с изображением торговой марки, ассортимента товаров и перечня дилеров с адресами и телефонами для целей налогообложения прибыли не являются экономически обоснованными и не могут быть учтены при определении налоговой базы.
Точно такого судебного дела нам обнаружить не удалось, однако в аналогичных спорах по поводу рекламных расходов в пользу третьих лиц суды часто поддерживают налогоплательщиков. При этом в судебных заседаниях налогоплательщикам приходится отстаивать экономическую целесообразность этих расходов и связь их с извлечением доходов (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 N 09АП-11396/2008 по делу N А40-26569/08-139-82, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.11.2009 N КА-А40/12028-09).
В рассматриваемой ситуации какие-либо письменные соглашения о совместной рекламной деятельности, подписанные с контрагентом, отсутствуют. Поэтому доказывать необходимость понесенных расходов документально будет затруднительно.
Отсутствие каких-либо письменных договоренностей не дает возможности обоснованно распределить расходы на участие в выставке, осуществленные организацией в пользу контрагента. Поэтому рекомендуем письменно оформить распределение понесенных на участие в выставке расходов между организацией и контрагентом. В том случае, если контрагент возместит свою долю расходов, организация отразит в учете это возмещение как внереализационный доход и получит возможность признать соответствующую часть в расходах.
В противном случае учет расходов на участие в выставке в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в объеме всех понесенных затрат несет значительные налоговые риски.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук, член Палаты налоговых консультантов Новикова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела

Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение