ООО принимало в 2010 году участие в выставке…
Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
По мнению Минфина РФ и налоговых органов, осуществление рекламной деятельности в пользу третьих лиц не отвечает требованию экономической обоснованности, и расходы, связанные с такой рекламой, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Таким образом, возможность признания в расходах сервисного сбора, уплаченного организацией за размещение на выставочном стенде названия фирмы-контрагента, вероятно, придется доказывать в судебном порядке.
Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях не нормируются и принимаются в уменьшение налога на прибыль без ограничений в полной сумме.
Обратите внимание, по мнению налоговых органов, полностью учесть можно только те расходы, которые указаны в договоре (в акте) организаторами выставки (за аренду стенда, регистрационный взнос, прочие затраты, связанные с участием в выставке) (письма УФНС России по г. Москве от 19.11.2004 N 26-12/74944, от 17.05.2004 N 26-12/33213). Если же фирма несет иные рекламные расходы на выставке (например, раздает сувениры, проводит дегустации и прочее), то такие затраты должны учитываться в пределах норматива (не превышающем 1% выручки от реализации).
Кроме этого, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли учитываются расходы при условии, что они документально подтверждены, экономически обоснованы и направлены на извлечение дохода. Расходы, не отвечающие этому критерию, не могут уменьшать налоговую базу (пп. 49 ст. 270 НК РФ). Это относится и к рекламным расходам, в том числе и к затратам на участие в выставке.
В рассматриваемом случае организацией при аренде выставочного места уплачен сервисный сбор не только за размещение на вывеске стенда наименования непосредственного участника выставки (т.е. организации), но и за размещение на этой же вывеске наименования сторонней организации (одного из поставщиков организации).
С точки зрения организации, такого рода расход понятен и обоснован — она реализует продукцию этой фирмы и планирует извлечь из рекламы наименования контрагента экономическую выгоду в виде увеличения объема продаж.
Налоговые органы и финансовое ведомство подобного рода рекламные расходы классифицируют как рекламу в пользу третьих лиц и не признают такие затраты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. Подобный подход в схожей ситуации прослеживается в разъяснениях Минфина России, данных в письме от 26.01.2007 N 03-03-06/1/34, в котором указано: расходы дистрибьютора на распространение рекламной информации с изображением торговой марки, ассортимента товаров и перечня дилеров с адресами и телефонами для целей налогообложения прибыли не являются экономически обоснованными и не могут быть учтены при определении налоговой базы.
Точно такого судебного дела нам обнаружить не удалось, однако в аналогичных спорах по поводу рекламных расходов в пользу третьих лиц суды часто поддерживают налогоплательщиков. При этом в судебных заседаниях налогоплательщикам приходится отстаивать экономическую целесообразность этих расходов и связь их с извлечением доходов (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2008 N 09АП-11396/2008 по делу N А40-26569/08-139-82, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.11.2009 N КА-А40/12028-09).
В рассматриваемой ситуации какие-либо письменные соглашения о совместной рекламной деятельности, подписанные с контрагентом, отсутствуют. Поэтому доказывать необходимость понесенных расходов документально будет затруднительно.
Отсутствие каких-либо письменных договоренностей не дает возможности обоснованно распределить расходы на участие в выставке, осуществленные организацией в пользу контрагента. Поэтому рекомендуем письменно оформить распределение понесенных на участие в выставке расходов между организацией и контрагентом. В том случае, если контрагент возместит свою долю расходов, организация отразит в учете это возмещение как внереализационный доход и получит возможность признать соответствующую часть в расходах.
В противном случае учет расходов на участие в выставке в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в объеме всех понесенных затрат несет значительные налоговые риски.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук, член Палаты налоговых консультантов Новикова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- Имеет ли право предприятие передавать по договору купли-продажи компьютер с данным программным обеспечением?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?
- Производственное предприятие использует транспортные средства в собственной деятельности с оформлением путевых листов. Приказом Минтранса России от 18.01.2017 N 17 в раздел III «Порядок заполнения путевого листа» приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 введен п. 16.1, которым установлено, что контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, на путевом листе проставляется дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которые заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Правомерно ли принимать к налоговому учету путевой лист, если по каким-то причинам данный реквизит не будет заполнен?
- Организация применяет общий режим налогообложения…
- Организация применяет УСН с объектом «доходы минус …