Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Организация применяет УСН с объектом «доходы минус …

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Документально подтвержденные расходы организации, применяющей УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы, на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети (в том числе Интернет) учитываются в размере фактически уплаченных сумм при условии, что указанные расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснование вывода:

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы за минусом расходов», уменьшают полученные доходы на расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания.

Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ рекламные расходы, при применении УСН, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 264 НК РФ.
Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что расходы на рекламу следует принимать с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ, абзацем вторым которого установлено, что к расходам организаций на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети.

По мнению налоговых органов, расходы на рекламу могут быть приняты в составе расходов при применении УСН, если они поименованы в п. 4 ст. 264 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ указанные в закрытом перечне расходы принимаются после их фактической оплаты и при условии соответствия критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть расходы должны быть обоснованы, экономически оправданы, документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (письмо УФНС России по г. Москве от 03.07.2006 N 18-11/3/57652@).

При этом из положений п. 4 ст. 264 НК РФ следует, что расходы на рекламу, установленные абзацем вторым этого пункта, не нормируются. Иными словами, расходы на рекламу через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети учитываются в целях налогообложения в размере фактически уплаченных сумм (письмо Минфина России от 05.04.2010 N 03-11-06/2/48, письмо УФНС России по г. Москве от 18.01.2007 N 18-11/3/04158@).

В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ нормируются в целях налогообложения расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Размер выручки в целях нормирования расходов на рекламу определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ, на которую имеется ссылка в ст. 346.15 НК РФ, устанавливающей правила определения доходов при упрощенной системе налогообложения.

Унифицированных форм первичных документов, с помощью которых отражаются расходы на рекламу, нет. Поэтому считаем, что подтвердить произведенные расходы организация может теми документами, которые ей представляет организация, производящая рекламный продукт или оказывающая рекламные услуги. Главное, чтобы эти документы обладали признаками первичных документов, перечисленными в ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, согласно п. 2 указанной статьи первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.

Таким образом, при наличии документов, содержащих все вышеперечисленные реквизиты, организация сможет учесть расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, осуществляемую через средства массовой информации и Интернет, в сумме фактически произведенных затрат. Как правило, таким документом является акт об оказании услуг.

Однако следует учесть, что в случае проверки организации придется доказывать назначение осуществляемой рекламы, то есть что производилась именно реклама товаров (работ услуг), реализуемых организацией или ее товарного знака и знака обслуживания (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2007 N А05-8755/2006-9). Поэтому для устранения вероятности возникновения споров с налоговыми органами организации следует запастись и другими документами, подтверждающими назначение рекламы.

Как показывает практика, кроме договоров и актов об оказании услуг, целесообразно, чтобы к договору был приложен медиа-план с графиком выхода рекламы организации, а также запись или текст аудио- или видеоролика (рекламного сообщения). После того, как ролик пройдет по радио, организации следует также запросить эфирную справку радиостанции, в которой будет информация о том, в какое время и в какие даты транслировался ролик (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 N А56-4088/2006).

В случае, если реклама размещается в периодических печатных изданиях, которые не специализируются на сообщениях и материалах рекламного характера, то размещенный материал должен содержать пометку «реклама» или «на правах рекламы» (ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»). Если такой пометки не будет, то, по мнению Минфина России, признать расходы рекламными и учесть их в целях налогообложения нельзя (письма Минфина России от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66, от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418). При этом для того, чтобы в дальнейшем избежать споров с контролирующими органами, рекомендуем организации иметь экземпляры печатных изданий с размещенной рекламой.

В то же время из постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2008 N 09АП-18310/2006 видно, что налогоплательщик в качестве доказательства понесенных расходов представил в налоговый орган оригиналы публикаций рекламы в газетах и журналах, подтверждающих факт оказания услуг.

Но налоговые органы требовали от налогоплательщика поручения на организацию рекламных кампаний, заявки на проведение консультаций, макеты, сметы, заключения по маркетинговым исследованиям.

Как отметил суд, такие документы, как сметы расходов, медиа-планы и графики размещения рекламной информации в СМИ, не являются первичными учетными документами, а также документами, на основании которых исчисляются и уплачиваются налоги, в связи с чем довод налогового органа об их непредставлении заявителем является необоснованным.

Соглашаясь с таким выводом суда, считаем, что наличие документов, подтверждающих характер и назначение рекламы, в последующем может избавить организацию от возможных споров с налоговыми органами.

В том случае, если услуги рекламы оказывает организация-плательщик НДС, то, кроме первичного документа, следует также получить от этой организации счет-фактуру. Несмотря на то, что организация, применяющая УСН, освобождена от уплаты НДС, счет-фактура необходим ей для того, чтобы в дальнейшем у организации не возникло споров с контролирующими органами по вопросу учета в расходах суммы НДС, уплаченной организацией поставщику услуг (письмо Минфина России от 24.09.2008 N 03-11-04/2/147, письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 N 18-11/3/56398@).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела

Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение