Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Необходимо ли при приведении устава ООО …

Требования к содержанию устава общества с ограниченной ответственностью (далее — «ООО», «общество») установлены нормами Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО).
Последние значительнее изменения в Закон об ООО, требующие изменения устава ООО, были внесены Федеральным законом от 30.12.200 N 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 5 этого Закона уставы созданных до дня вступления в силу этого Закона обществ подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса РФ и Законом об ООО в редакциях, введенных данным Законом, при первом изменении уставов таких обществ.
Перечень сведений, которые обязательно должны быть включены в устав ООО, установлен п. 2 ст. 12 Закона об ООО. Из иных норм Закона об ООО следует, что устав также должен содержать сведения указанные в п. 5 ст. 5 (сведения о его филиалах и представительствах), ст. 34 (срок проведения очередного общего собрания участников общества), п. 1 ст. 35 (случаи проведения внеочередного общего собрания), п. 1 ст. 40 (срок полномочий единоличного исполнительного органа), п. 2 ст. 41 (порядок деятельности коллегиального исполнительного органа общества и принятия им решений), п. 1 ст. 47 (количество членов ревизионной комиссии общества определяется уставом общества) Закона об ООО.
Указанные нормы императивны. Учредители (участники) ООО должны отразить данные положения в уставе. Причем такие положения не должны противоречить Закону об ООО.
Вместе с тем Закон об ООО содержит и диспозитивные нормы, такие, например, как п. 1 ст. 5 (количество голосов, необходимых для принятия решения об образовании филиала, отличное от 2/3), п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 26 (возможность выхода из общества), п. 2 ст. 8 (дополнительные права участников), п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12 (дополнительные обязанности участников), п. 3 ст. 14 (максимальный размер доли участника общества и ограничение возможности изменения соотношения долей участников общества), п. 3 ст. 16 (предоставляет право голоса только в пределах оплаченной части принадлежащей ему доли), п. 1 ст. 18, п. 1 ст. 19 (количество голосов, необходимых для принятия решения об увеличении уставного капитала, отличное от 2/3), п. 2 (необходимость согласия одних участников на отчуждение другими своих долей третьим), п. 4 (порядок реализации преимущественного права покупки доли у участника, намеренного продать ее посторонним лицам, отличны от установленного законом), п. 5 (возможность отзыва оферты на продажу доли), п. 8 (возможность перехода доли к наследникам и правопреемникам участников) ст. 21, п. 6.1 ст. 23 (иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли, отличный от установленного законом), п. 2 ст. 25 (порядок выплаты действительной стоимости доли, отличный от установленного законом), ст. 27 (возможность внесения вкладов в имущество ООО) и другие нормы Закона об ООО.
Как видим, эти нормы предполагают возможность установления волей участников в уставе положений, отличных от уже предусмотренных законом. А отсюда следует, что диспозитивность норм предполагает, что отражение их в уставе ООО не является обязательным, участники ООО вправе самостоятельно решать включать те или иные положения в устав или нет.
В случае отсутствия в уставе положения, возможность которого предусмотрена диспозитивной нормой, отношения между участниками будут регулироваться в порядке, определенном Законом об ООО.
Поэтому участникам общества при приведении устава в соответствие с изменениями законодательства необходимо определиться: какие из положений, предусмотренных диспозитивными нормами Закона об ООО, будут включены в устав, а какие нет. В зависимости от этого решения учредителей будут вноситься изменения в устав общества.
Таким образом, при приведении устава в соответствие с изменениями в законодательстве об ООО, достаточно включить в него положения, которые требуют включить императивные нормы закона.
По второму вашему вопросу можем ответить следующее.
Изменение устава ООО относится к компетенции общего собрания участников общества (пп. 1 п. 3 ст. 91 ГК РФ, п. 4 ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).
Порядок проведения общего собрания участников общества устанавливается Законом об ООО, уставом общества и его внутренними документами (п. 1 ст. 37 Закона об ООО).
При этом из п. 8 ст. 37, п. 1 ст. 38 Закона об ООО следует, что общее собрание участников ООО принимает решение путем голосования по каждому вопросу, внесенному в повестку собрания.
Вопросы в повестку дня общего собрания участников, как следует из п.п. 1, 2 Закона об ООО, вносятся руководством ООО и самим участниками.
Однако Закон об ООО никак не регулирует, что может включать в себя один вопрос повестки дня общего собрания участников ООО.
Из Закона об ООО следует, что изменения могут оформляться в виде новой редакции устава или отдельного документа, содержащего сведения о вносимых изменениях в действующую редакцию устава и прилагаемого к уставу.
В первом случае общее собрание должно утвердить новую редакцию устава, при этом в решении, как правило, не указываются вносимые изменения.
Во втором случае в решении общего собрания отражаются все утверждаемые изменения.
Таким образом, на наш взгляд, руководство и участники при подготовке проведения общего собрания могут согласовать голосование как по вопросу принятия всех изменений в устав общества в целом, так и по каждому изменению в отдельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Авдейкина Алевтина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

19 апреля 2010 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.



Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение