Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Организация (ООО) применяет УСН с объектом …

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и арендующая имущество у органа государственной власти, является налоговым агентом по НДС и обязана исчислять, удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС.

Если цена договора сумму НДС не включает, то необходимо начислить налог сверх цены договора, применив ставку в размере 18%, а затем исчислить подлежащий уплате в бюджет НДС по расчетной ставке 18/118.
Кроме того, организация обязана ежеквартально представлять в налоговый орган налоговые декларации по НДС.

Сумму НДС, уплаченную в бюджет в качестве налогового агента, организация может учесть в составе расходов.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

Вместе с тем согласно п. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

На основании п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Напомним, что для целей главы 21 НК РФ аренда признается услугой (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Таким образом, операция по оказанию услуг по предоставлению в аренду помещений облагается НДС.

Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлено, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Из указанной нормы следует, что налоговыми агентами признаются арендаторы имущества независимо от применяемой системы налогообложения и от статуса налогоплательщика, в том числе имеющего статус субъекта малого предпринимательства.

Таким образом, по договорам, по которым арендодателем выступает, в частности, орган государственной власти и управления, арендатор такого имущества признается налоговым агентом (письмо ФНС России от 24.11.2006 N 03-1-03/2243).

Департамент имущества города Москвы (ДИГМ) является подведомственным Правительству Москвы функциональным органом исполнительной власти столицы, обеспечивающим проведение государственной политики в сфере имущественных интересов города (http://mosopen.ru/goverment/285).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация-арендатор, применяющая УСН, признается налоговым агентом по НДС. Следовательно, она обязана удерживать НДС с арендной платы, выплачиваемой арендодателю, и перечислять его в бюджет (письма Минфина России от 13.05.2009 N 03-07-11/135, УФНС по г. Москве от 20.06.2006 N 18-11/3/53343@).

Обращаем Ваше внимание на следующее. Возможность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств. Данный вывод следует из п. 3 ст. 161 НК РФ, в котором, повторим, дословно сказано: «Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога» (письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634). В данном письме специалисты налоговой службы отмечают, что «исчисление суммы налога производится налоговым агентом, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 161 Кодекса, при оплате товаров (работ, услуг), то есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или при частичной оплате) либо в момент оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг)».
В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 164 НК РФ при удержании налога налоговыми агентами, арендующими госимущество, налоговая ставка определяется расчетным методом как процентное отношение налоговой ставки 18%, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (18/118).

Таким образом, исходя из норм НК РФ сумма арендной платы, указанная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС (письмо УМНС РФ по г. Москве от 18.01.2005 N 19-11/3153).

В случае если сумма арендной платы установлена без НДС, то необходимо начислить налог на сумму арендной платы, применив ставку в размере 18%.

А затем исчислить подлежащий уплате в бюджет НДС по налоговой ставке 18/118.

Следовательно, налоговому агенту следует самостоятельно определить налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, увеличив арендную плату на сумму НДС (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 03.08.2005 N А17-198/3-2004; ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2005 N Ф04-7155/2005(15712-А75-11), от 02.06.2009 по делу N А52-4627/2008; ФАС Уральского округа от 06.12.2005 N Ф09-5432/05-С2, от 06.12.2005 N Ф09-5431/05-С2; ФАС Центрального округа от 25.12.2009 N Ф10-5673/09 по делу N А48-1708/2009).

Удержанную сумму НДС налоговый агент обязан в полном объеме перечислить в бюджет по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 174 НК РФ уплачивать НДС за истекший налоговый период следует равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (письмо Минфина России от 03.08.2010 N 03-07-11/337).

Налоговый агент самостоятельно должен оформить счет-фактуру в порядке, установленном п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Счет-фактура составляется в одном экземпляре с пометкой «аренда государственного (или муниципального) имущества».

В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Форма налоговой декларации по НДС и Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — Порядок) в настоящее время утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.

В случае, если налогоплательщик признается налоговым агентом и в налоговом периоде осуществляет только операции, предусмотренные ст. 161 НК РФ, им заполняются титульный лист и раздел 2 декларации (п. 3 Порядка).

Сумму НДС, уплаченную в бюджет в качестве налогового агента, организация не может принять к вычету, поскольку она не является плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11, абзац третий п. 3 ст. 171 НК РФ).

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками, суммы НДС, предъявленные покупателю, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.

Подпункт 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов.
Таким образом, если расходы по арендной плате соответствуют критериям п. 2 ст. 346.16 НК РФ (подлежат включению в состав расходов по УСН), то НДС с арендной платы также будет учитываться организацией в составе расходов на основании пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (смотрите письма УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 N 18-11/3/42465, от 08.08.2003 N 21-09/43618).

При этом в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ при применении кассового метода определения доходов и расходов расходы в виде суммы НДС, удержанного налоговым агентом, подлежат учету в составе расходов в том отчетном периоде, в котором будет перечислен налог в бюджет.
Платежное поручение, имеющее необходимые реквизиты первичного учетного документа, будет являться документальным подтверждением осуществления вышеуказанных расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ананьева Лариса

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение