Деятельность некоммерческой (саморегулируемой) …
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации организация может не отражать на счете 19 суммы НДС, относящиеся к расходам, произведенным для осуществления деятельности, не облагаемой НДС.
Следовательно, у такой организации нет необходимости применения счета 19.
2. По нашему мнению, чтобы подтвердить целевой характер расходования полученных средств на чай, кофе в составе представительских расходов, они должны быть прямо поименованы в утвержденных сметах затрат на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.
Обоснование вывода:
План счетов некоммерческой организации
В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете« рабочий план счетов бухгалтерского учета, утверждаемый организацией, должен содержать счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.
Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н утверждены План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению (далее — План счетов), в соответствии с которыми счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» предназначен для обобщения информации об уплаченных (причитающихся к уплате) организацией суммах НДС по приобретенным ценностям (работам, услугам).
При этом по дебету счета 19 отражаются уплаченные (причитающиеся к уплате) организацией суммы налога по приобретенным материально-производственным запасам, нематериальным активам и основным средствам в корреспонденции со счетами учета расчетов.
По кредиту счета 19 отражается списание накопленных сумм НДС.
Таким образом, включение в рабочий План счетов счета 19 целесообразно в том случае, когда организация осуществляет операции, облагаемые НДС, или в том случае, когда у нее возникает необходимость ведения раздельного учета, что предполагает обязательное использование указанного счета.
Отметим, что пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Следовательно, если организация занимается только деятельностью, не облагаемой НДС, то при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении такой деятельности, суммы НДС, уплаченные поставщикам приобретенных товаров (работ, услуг), должны быть учтены в стоимости приобретенных ценностей.
В связи с этим нет необходимости выделять в учете суммы НДС, уплаченные поставщикам. Следовательно, такой организации нет необходимости применения счета 19.
Напомним только, что в соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, утверждается руководителем одновременно с утверждением учетной политики организации.
Представительские расходы
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Поступления, полученные некоммерческими организациями, в виде членских взносов, пожертвований, полученных на их содержание и ведение ими уставной деятельности, согласно п. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ, признаются целевыми поступлениями.
Получатели целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).
В соответствии с определением п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.
К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Не относятся к представительским расходам затраты на развлечение, отдых, профилактику и лечение заболеваний.
Если представительские расходы осуществлены некоммерческой организацией за счет средств целевого финансирования, то такие затраты не могут формировать налоговую базу по налогу на прибыль (смотрите письмо Минфина России от 31.10.2005 N 03-03-04/4/73).
По этой причине разграничения представительских расходов, установленные п. 2 ст. 264, п. 42 ст. 270 НК РФ, не применяется к представительским расходам, понесенным при осуществлении уставной деятельности некоммерческими организациями за счет целевых поступлений (смотрите письмо МНС России от 29.01.2002 N 02-2-10/6-8951).
Перечень представительских расходов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит. Этим и объясняется полемика, существовавшая длительное время по поводу отнесения в состав представительских расходов расходов на чай и кофе, приобретаемых для приема представителей других организаций.
Минфин России в письме от 27.05.2009 N 03-03-06/1/351 по аналогичному вопросу указал, что положения п. 2 ст. 264 НК РФ относят к представительским расходам расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций. При этом в письме отмечено, что к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с потенциальными клиентами организации при условии соблюдения требований ст. 252 НК РФ.
В отношении документального подтверждения следует отметить, что в настоящий момент НК РФ не содержит указаний об объеме и порядке заполнения первичных документов, подтверждающих экономическую обоснованность представительских расходов.
Однако, по нашему мнению, чтобы подтвердить целевой характер расходования полученных средств на чай, кофе в составе представительских расходов, они должны быть прямо поименованы в утвержденных сметах затрат на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.
По мнению контролирующих органов, изложенному, в частности, в письмах Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/4/26, УФНС России по г. Москве от 22.12.2006 N 21-11/113019@, от 06.10.2006 N 20-12/89121.2, документами, служащими для подтверждения представительских расходов, являются:
— приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели;
— смета представительских расходов;
— акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов;
— первичные документы, в том числе, в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
6 апреля 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Еще статьи из этого раздела
- Из муниципальной казны дому культуры было передано имущество (ткань блэкаут).
- При расчете среднего заработка для расчета выплаты за сдачу крови и ее компонентов был взят май 2021 года, в котором были нерабочие оплачиваемые дни.
- Учреждению по договору пожертвования поступили медикаменты, они были оприходованы на счете 2 105 31.
- По какой статье КОСГУ отразить металлические подставки для огнетушителей, которые приобретаются отдельно от огнетушителей?
- Счетная палата выставила требование о принятии мер по возврату средств при их неправомерном использовании.