Муниципальное образовательное учреждение сдает…
Налог на прибыль
Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются российские организации. Поскольку бюджетное учреждение, в соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ, является некоммерческой организацией, оно также признается плательщиком налога на прибыль.
Прибыль представляет собой разницу между полученными доходами и произведенными расходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ). Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями определены в ст. 321.1 НК РФ.
Бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников (п. 1 ст. 321.1 НК РФ). При этом под иными источниками понимаются доходы от коммерческой деятельности: доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности (абзац 3 п. 1 ст. 321.1 НК РФ).
Учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, для целей исчисления налога на прибыль, ведется в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Доходы определяются в соответствии со ст.ст. 248-250 НК РФ на основании данных первичных учетных документов и налогового учета. Расходы, принимаемые в целях налогообложения прибыли, должны соответствовать критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков.
Таким образом, получаемые бюджетным учреждением доходы от сдачи в аренду имущества, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления, являются доходами, учитываемыми бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в порядке, установленном главой 25 НК. Аналогичный вывод сделан в письмах Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-05/54, 19.11.2008 N 03-03-05/151.
В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 42 БК РФ доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, признаются доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Письмом Минфина России от 22.02.2006 N 02-05-03/366 разъяснено, что в соответствии с положениями ст. 284 главы 25 НК РФ доходы от реализации первоначально в установленном порядке подлежат обложению налогом на прибыль с распределением суммы налога между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации, затем в части, оставшейся после уплаты налогов, в размере 100% включаются в состав доходов соответствующих бюджетов.
Иными словами, в соответствии с бюджетным законодательством учреждение обязано перечислить в доход соответствующего бюджета полученные суммы арендной платы, однако для того, чтобы исполнить также требования налогового законодательства, учреждению необходимо сначала перечислить в бюджет сумму налога на прибыль.
Следовательно, положения п. 3 ст. 41 БК РФ реализуются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе налога на прибыль, в порядке, установленном НК РФ.
Бюджетный учет
Единый порядок ведения бюджетного учета на территории РФ установлен Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н)
В рассматриваемой ситуации операции, связанные с начислением и уплатой арендных платежей и налогов, согласно требованиям Инструкции N 148н, а также нормам БК РФ и НК РФ могут быть оформлены в учете следующими бухгалтерскими записями:
Дебет КДБ 220502560 Кредит КДБ 2401011120
— начислена задолженность по арендной плате с учетом НДС;
Дебет КИФ 220101510 Кредит КДБ 220502660
— поступила на лицевой счет по приносящей доход деятельности арендная плата с НДС (одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 17 по коду доходов 000 301 02000 00 0000 120 "Прочие доходы от собственности");
Дебет КДБ 240101120 Кредит КДБ 230304730
— начислен НДС с арендной платы;
Дебет КДБ 230304830 Кредит КИФ 220101610
— перечислен НДС с арендной платы в доход бюджета (одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 по коду доходов 000 301 02000 00 0000 120 "Прочие доходы от собственности");
Дебет КДБ 240101120 Кредит КДБ 230303730
— начислен налог на прибыль с арендной платы;
Дебет КДБ 230303830 Кредит КИФ 220101610
— перечислена в доход соответствующих бюджетов сумма налога на прибыль (одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 по коду доходов 000 301 02000 00 0000 120 "Прочие доходы от собственности");
Дебет КДБ 240101120 Кредит КИФ 220101610
— перечислена сумма арендной платы в доход бюджета (одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 по коду доходов 000 301 02000 00 0000 120 "Прочие доходы от собственности").
Зачисление денежных средств в доход бюджета впоследствии может быть подтверждено в ходе соответствующей сверки расчетов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
11 июня 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Еще статьи из этого раздела
- Из муниципальной казны дому культуры было передано имущество (ткань блэкаут).
- При расчете среднего заработка для расчета выплаты за сдачу крови и ее компонентов был взят май 2021 года, в котором были нерабочие оплачиваемые дни.
- Учреждению по договору пожертвования поступили медикаменты, они были оприходованы на счете 2 105 31.
- По какой статье КОСГУ отразить металлические подставки для огнетушителей, которые приобретаются отдельно от огнетушителей?
- Счетная палата выставила требование о принятии мер по возврату средств при их неправомерном использовании.