Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

В бюджетной организации на 01.01.2010 г. образовалась …

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, бюджетное учреждение вправе списать кредиторскую задолженность по уплате пеней с балансового учета только на основании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, в которой будет указано на отсутствие такой задолженности.

Если же из документов следует, что задолженность по пеням числится за бюджетным учреждением, но налоговый орган утратил возможность ее взыскания, то задолженность может быть списана с баланса и учтена на отдельном забалансовом счете, но только в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств.

Обоснование вывода:

Списание не востребованной кредиторами задолженности бюджетного учреждения (требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе кредиторской задолженности, не подтвержденной по результатам инвентаризации кредитором) осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии учреждения, в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств (ст. 158 БК РФ; п. 263 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н, далее — Инструкция N 148н).

В то же время бюджетное законодательство не наделяет получателей (главных распорядителей, распорядителей) бюджетных средств правом на одностороннее списание задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам. При списании такой задолженности необходимо руководствоваться нормами налогового законодательства.

НК РФ предусматривает возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам.

Согласно п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, в частности, являются:

1) налоговые органы по месту нахождения организации (в частности, при ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ — в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации);

2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (при принятии судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам; в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

Документом, подтверждающим отсутствие задолженности перед бюджетами всех уровней, является справка, выданная налоговыми органами. В настоящее время форма Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, а также Методические указания по ее заполнению утверждены приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.

До принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, задолженность числится за налогоплательщиком и, соответственно, отражается в Справке.

В постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 N 4381/09 указано, что приказ ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, утвердивший форму Справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в Справке объективной информации о состоянии расчетов в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.

В случае отказа налогового органа выдать Справку о состоянии расчетов без указания в ней сведений о наличии просроченной задолженности такое требование налогоплательщика может быть удовлетворено по решению суда (постановления ФАС Уральского округа от 03.06.2010 N Ф09-4342/10-С3, ФАС Северо-Западного округа от 22.12.2009 N А05-6789/2009).

Таким образом, в рассматриваемой ситуации задолженность по пеням может быть списана с учета бюджетного учреждения только на основании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, в которой будет указано на отсутствие такой задолженности. В свою очередь налоговый орган оформит такую справку только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Если же в распоряжении бюджетного учреждения имеется Справка, в которой приведена задолженность по пеням, но имеется указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания (или же в распоряжении организации имеются иные документы, из которых следует, что налоговый орган утратил возможность взыскания пени), то задолженность может быть учтена за балансом на отдельном счете.
Однако подобное списание возможно только при соблюдении порядка списания данной задолженности, установленного главным распорядителем бюджетных средств в рамках его полномочий (ст. 158 БК РФ). Если же такой порядок не установлен, то списание задолженности должно быть с ним согласовано.

Основанием для списания, в частности, могут быть положения п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

Списание задолженности по пеням (по отмененным взносам) может осуществляться бюджетным учреждением в аналогичном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Хенкеева Делгер

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение