Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Бюджетное учреждение владеет автомобилем…

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начисление 100% амортизации на транспортное средство, пригодное для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для его списания.
В рассматриваемой ситуации транспортное средство может быть списано с баланса бюджетного учреждения при соблюдении следующих условий:
— комиссией по списанию основных средств принято решение о нецелесообразности его дальнейшего использования, а также о невозможности и неэффективности его восстановления;
— имеется соответствующее решение органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом, о списании с баланса бюджетного учреждения транспортного средства;
— списание согласовано с главным распорядителем бюджетных средств.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 214, ст. 215 ГК РФ имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, закрепляется за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
При этом бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации списать с баланса транспортное средство бюджетное учреждение может только при наличии решения органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом.
Основанием для получения разрешения на списание объекта основных средств прежде всего может служить техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации, правилам государственных органов, осуществляющих надзорные функции, а также нецелесообразность его дальнейшего использования.
Порядок списания с учета основных средств в бюджетном учреждении устанавливается:
— Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н);
— ведомственными приказами и инструкциями;
— документами, изданными на уровне субъектов РФ и муниципальных образований (в отношении списания имущества субъектов РФ и муниципального имущества).
Согласно п. 41 Инструкции N 148н начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.
Списание основных средств производится на основании заключения специальной комиссии, назначенной приказом руководителя. Порядок работы данной комиссии бюджетного учреждения может быть установлен учетной политикой или отдельным приказом руководителя.
В компетенцию комиссии входит:
— осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета;
— установление целесообразности (пригодности) его дальнейшего использования, а также возможности и эффективности его восстановления;
— установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации и т.д.);
— выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
— определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости;
— контроль за изъятием из списываемых в составе объекта цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдачи на соответствующий склад.
В ходе работы комиссией оформляются Акты о списании основных средств в соответствии с п. 22 Инструкции N 148н. Отметим, что для списания с баланса бюджетного учреждения автомобиля применяется Акт о списании автотранспортных средств (форма 0306004).
Для обоснования принятия решения о списании основных средств к актам о списании могут, например, прилагаться следующие документы:
1. Копии инвентарных карточек учета основных средств;
2. Отчеты об оценке рыночной стоимости имущества;
3. Заключения о техническом состоянии, выданные специализированными организациями, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
4. Копии технических паспортов;
5. Выписки из реестров имущества (федерального, субъекта РФ, муниципального);
6. Копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба (при списании основного средства вследствие аварии);
7. Справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия (при списании основных средств, пришедших в негодность в результате стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации);
8. Документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов государства и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).
При отсутствии возражений со стороны главного распорядителя бюджетных средств акт о списании основного средства с прилагаемыми документами, обосновывающими списание, представляются для согласования в орган по управлению имуществом.
Следует отметить, что данный перечень документов является рекомендуемым. Конкретный перечень документов, прилагаемых к акту на списание, утверждается руководителем бюджетного учреждения с учетом требований органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению государственным (муниципальным) имуществом.
Оформленные документы представляются руководителю для принятия решения. В зависимости от установленного нормативным актом порядка списания данного основного средства руководитель может:
— утвердить Акт о списании основных средств;
— представить документы в вышестоящую организацию для принятия решения о списании основного средства уполномоченным руководителем;
— представить документы в вышестоящую организацию для принятия решения о списании основного средства уполномоченным руководителем по согласованию с органом по управлению имуществом.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации транспортное средство может быть списано с баланса бюджетного учреждения при соблюдении следующих условий:
— комиссией по списанию основных средств принято решение о нецелесообразности его дальнейшего использования, а также о невозможности и неэффективности его восстановления;
— имеется соответствующее решение органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом, о списании с баланса бюджетного учреждения транспортного средства;
— списание согласовано с главным распорядителем бюджетных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение