Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Расходы на рекламу фирмы в журнале

Расходы на рекламу фирмы в журнале
Затраты на публикацию статей для привлечения клиентов в изданиях нерекламного характера фирма может учесть как расходы на рекламу, даже если в статье отсутствует отметка «На правах рекламы».

Реклама через СМИ, в частности через журналы и газеты, является одним из наиболее распространенных и эффективных способов привлечения к фирме внимания потенциальных клиентов. Статьи нередко размещают в изданиях нерекламного характера. В такой ситуации возникает вопрос: вправе ли компания признать при расчете налога на прибыль расходы на публикацию материала, в котором отсутствует пометка «Реклама» или «На правах рекламы»?

В законодательстве указано, что текст сообщения, размещаемый в нерекламных изданиях, должен сопровождаться такой пометкой*(1), иначе реклама признается ненадлежащей*(2). Специалисты Минфина России указывают, что отсутствие этого опознавательного текста в публикуемом материале также не позволит учесть затраты при расчете налога на прибыль*(3). Но позиция чиновников отнюдь не бесспорна.

Доводы в пользу компаний

Рекламная публикация по своей сути направлена на привлечение потенциальных клиентов, потребителей, которые являются основным источником дохода. Значит, расходы на ее размещение экономически обоснованы*(4). Если информация в статье отвечает признакам рекламы (распространяется среди неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к фирме и на продвижение ее товаров (работ, услуг) на рынке)*(5), то затраты на ее размещение признаются рекламными*(6). При расчете налога на прибыль их учитывают без ограничений*(7). Наличие или отсутствие пометки «На правах рекламы» не является существенным признаком рекламы и не влияет на характер публикации*(8).

При размещении в периодике рекламных материалов о фирме без пометок закон нарушает рекламораспространитель, а не рекламодатель*(9). Статья 16 Закона о рекламе не содержит положения о том, что сообщение о рекламном характере информации должно включатся в авторский текст. Кроме того, решение о признании рекламы ненадлежащей вправе принять только Федеральная антимонопольная служба, а не налоговые инспекторы*(10).

Пример
Силами работников написана статья о деятельности торговой фирмы и предлагаемых ею продуктах. Материал был опубликован в одном из номеров периодического печатного издания нерекламного характера. Затраты на публикацию составили 3540 руб. (в т.ч. НДС — 540 руб.).

Информация адресована неопределенному кругу лиц и размещена в СМИ. Поэтому в налоговом учете ее решено отражать как рекламные ненормируемые расходы (на основании п. 4 ст. 264 НК РФ). Свою позицию фирма готова отстаивать в суде.

В бухучете будут сделаны следующие проводки:
Дебет 60 Кредит 51
— 3540 руб. — оплачены услуги публикации статьи в журнале;
Дебет 44 Кредит 60
— 3000 руб. — отражена сумма затрат на публикацию статьи в журнале;
Дебет 19 Кредит 60
— 540 руб. — отражен НДС со стоимости услуг публикации статьи в журнале.
Глава 21 НК РФ не содержит каких-либо ограничений для вычета НДС по затратам на публикацию статьи в журнале нерекламного характера. Фирма вправе принять «входной» НДС, если одновременно выполняются следующие условия:
— полученные услуги публикации предназначены для операций, облагаемых НДС;
— услуги приняты к учету;
— есть счет-фактура от издательства.
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 540 руб. — НДС со стоимости услуг публикации статьи в журнале принят к вычету;
Дебет 90-2 Кредит 44
— 3000 руб. — списаны расходы на публикацию статьи в журнале.

Что делать фирме?

Компания может признать расходы на размещение в нерекламном издании информации о своей деятельности без пометки «На правах рекламы» как рекламные. Но существует высокий риск предъявления претензий со стороны налоговой инспекции. Правомерность своей позиции фирме, скорее всего, придется отстаивать в суде. Анализ арбитражной практики по данному вопросу показывает, что у фирмы есть шансы выиграть дело. Нужно только, чтобы размещаемая информация соответствовала понятию рекламы. В наличии должны быть все необходимые документы для подтверждения фактически понесенных расходов. Также рекомендуем фирме сохранить экземпляры печатных изданий с размещенной рекламой. Они помогут подтвердить факт оказания услуг*(11).

Для компании, которая хочет избежать налоговых споров, будет менее рискованно учесть экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на публикацию о фирме и ее продуктах в журнале нерекламного характера как прочие, связанные с производством (реализацией)*(12).

А. Хомич,
юрисконсульт компании «ФБК-Право»

Экспертиза статьи:
Е. Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

«Актуальная бухгалтерия», N 12, декабрь 2011 г.


*(1) ст. 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее — Закон N 38-ФЗ)
*(2) п. 4 ст. 3 Закона N 38-ФЗ
*(3) письма Минфина России от 15.06.2011 N 03-03-06/2/94, от 27.06.2007 N 03-03-06/1/418, от 31.01.2006 N 03-03-04/1/66, от 05.09.2006 N 03-03-04/2/201
*(4) п. 1 ст. 252 НК РФ
*(5) п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ
*(6) подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(7) п. 4 ст. 264 НК РФ
*(8) пост. Тринадцатого ААС от 27.02.2009 N А42-2922/2008, Девятого ААС от 06.06.2008 N 09АП-6047/2008, 09АП-5496/2008, ФАС МО от 23.09.2008 N КА-А40/8513-08-2, от 21.02.2008 N КА-А40/410-08-П, ФАС ПО от 16.04.2008 N А55-10084/2007, ФАС СЗО от 03.04.2007 N А05-8063/2006-13
*(9) п. 7 ст. 38 Закона N 38-ФЗ; пост. ФАС СКО от 14.07.2011 N Ф08-3941/11, ФАС СЗО от 24.12.2010 N Ф07-13566/2010, ФАС ВВО от 03.06.2010 N А82-267/2010
*(10) п. 1 ст. 33, п. 3 ст. 36 Закона N 38-ФЗ; пост. Тринадцатого ААС от 27.02.2009 N А42-2922/2008, Девятого ААС от 06.06.2008 N 09АП-6047/2008, 09АП-5496/2008
*(11) пост. Девятого ААС от 01.11.2008 N 09АП-18310/2006
*(12) подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ



Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение