Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Расходы на проезд по платной дороге

Расходы на проезд по платной дороге
Налоговое ведомство разрешает отнести к прочим при расчете налога на прибыль затраты, связанные с проездом по платной дороге. Учесть их следует либо как расходы на содержание служебного транспорта, либо как сборы за право въезда/транзита*(1).

Возможность пользоваться платными автодорогами существует с 2010 года. В настоящее время оказание этих услуг регламентируется Правилами *(2). Предоставление права проезда без взимания платы или со скидкой от установленной платы (права льготного проезда) для отдельных категорий пользователей осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности*(3). Некоторые категории транспортных средств освобождены от платы за проезд по платной дороге*(4).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете затраты на проезд по платной дороге можно учесть в качестве общехозяйственных (счет 26) или коммерческих (счет 44) расходов. В транспортных компаниях такие расходы целесообразно отражать в привязке к тому или иному виду перевозок (объекту калькулирования).
Плату за проезд можно квалифицировать и в качестве иных расходов, непосредственно связанных с приобретением товаров, материалов, основных средств. Сумма таких расходов должна быть учтена при формировании первоначальной стоимости перевозимых объектов по дебету счетов 08 «Капитальные вложения», 10 «Материальные ценности», 41 «Товары».

Когда можно затраты относить к расходам

Что касается учета расходов на проезд по платной дороге в целях расчета налога на прибыль, то мнение по этому вопросу на данный момент высказала только налоговая служба*(5). Чиновники считают, что компания вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных, обоснованных и документально подтвержденных расходов. Это возможно в случае, если фирма может подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении.
Такие затраты могут быть учтены в составе:

— прочих расходов (как затраты на содержание служебного автотранспорта)*(6);
— прочих расходов (как сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта)*(7).

Правда, такие сборы поименованы в Налоговом кодексе в составе командировочных расходов компаний. На практике же расходы на проезд по платным дорогам могут возникнуть и вне командировки. Например, работа водителей транспортных компаний обычно носит разъездной характер, а значит, их поездки не признают командировками. Но эти нюансы остались вне зоны рассмотрения налоговым ведомством в указанном письме.
Кроме этого, поскольку расходами признают любые затраты при условии, что они произведены для ведения деятельности, направленной на получение дохода, указанная плата может быть отнесена к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией*(8).

Относительно документального подтверждения в качестве обоснования произведенных расходов по оплате проезда можно использовать*(9):

— проездные талоны (наклейки) с определенным сроком действия (1, 3, 6 месяцев и один год), дающие право на проезд через пункт взимания платы платной автомобильной дороги оператора;
— проездные талоны (наклейки), дающие право на ограниченное число проездов через пункт взимания платы автомобильной дороги оператора.

Если проезд оплачен с помощью технических средств автоматической электронной оплаты, документ об оплате проезда выдается в пункте взимания платы по требованию пользователя. А значит, необходимо провести инструктаж работников об обязанности получения таких талонов (наклеек).

Подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении несколько сложнее. На наш взгляд, потребуется создать или внести в локальные нормативные акты (положение о командировках, приказы руководителя) ряд дополнений, в которых следует указать преимущества использования платных дорог, например, следующего характера:

— проезд по платным дорогам позволяет более оперативно и безопасно добираться до пунктов назначения, что положительно сказывается на эффективности деятельности предприятия в целом (сокращается протяженность маршрута, экономятся ГСМ, трудозатраты водителей);
— пользование качественными дорогами значительно снижает стоимость и продолжительность ремонтов, повышает срок службы автомобиля;
— имеет огромное значение сокращение сроков доставки грузов (например, для перевозки скоропортящихся продуктов или служб доставки);
— состояние бесплатной дороги настолько неудовлетворительно, что ставит под угрозу сам процесс качественной перевозки, повышает степень риска получения ущерба от дорожно-транспортных происшествий.

И это далеко не полный перечень доказательств. Для большей убедительности можно привести расчет экономического эффекта от пользования платной, а не альтернативной дорогой.

В отсутствие оформленного локального нормативного акта инспекторы могут счесть расходы на проезд по платным дорогам (участкам дорог) экономически неоправданными затратами, не уменьшающими базу по налогу на прибыль. В этом случае свою позицию организации придется доказывать в судебном порядке. Для транспортных предприятий сумма может быть значительной.

Таким образом, учитывая позицию налоговиков, компаниям желательно документально оформить все доводы, позволяющие обосновать экономическую целесообразность использования платных дорог.

НДС

Отметим, что с 1 января 2011 года оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера) объектом обложения НДС не признается*(10).

Н. Поступинская,
методолог компании «КСК групп»

А. Тимаков,
директор департамента аудита компании «КСК групп»
«Актуальная бухгалтерия», N 9, сентябрь 2012 г.


*(1) письмо УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 N 13-11/050285
*(2) утв. пост. Правительства РФ от 19.01.2010 N 18 (далее — Правила)
*(3) Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (далее — Закон N 257-ФЗ)
*(4) ст. 41 Закона N 257-ФЗ
*(5) письмо УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 N 13-11/050285
*(6) подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(7) подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(8) подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ
*(9) п. 13 Правил
*(10) подп. 4.2 п. 2 ст. 146 НК РФ



Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение