Мораторий на проверки — 2022
В 2022 году проверки (а также прочие контрольные (надзорные) мероприятия — КНМ) ограничены сразу двумя мораториями:
— в связи с пандемией COVID, для защиты малого бизнеса (см. постановление Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства…», далее — Постановление N 1520). Мораторий действует с начала 2022 года;
— и в связи с антироссийскими санкциями, для защиты всех хозяйствующих субъектов, в том числе и малого бизнеса (см. постановление Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», далее — Постановление N 336). Мораторий действует с 10 марта 2022 года и фактически полностью поглотил ранее объявленный мораторий. Столь обширные полномочия Правительства РФ делегированы ему в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ.
Запрет на плановые проверки в 2022 году
Постановление N 336 ввело категорический и полный запрет на все плановые проверки и КНМ в 2022 году в отношении ВСЕХ контролируемых лиц (независимо от размера бизнеса), за исключением:
— тех проверок, которые вообще не подчиняются ни правилам Закона N 248-ФЗ о госконтроле (так называемый «новый» закон о проверках), ни правилам Закона N 294-ФЗ о правах бизнеса при осуществлении контроля (так называемый «старый» закон о проверках). Это, например, прокурорские проверки, налоговые, таможенные, банковские и т.п. Их перечень можно уточнить в ч. 3 ст. 1, ч. 4 и 5 ст. 2 Закона о госконтроле и в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ;
— тех мероприятий, которые проводятся в рамках специальных режимов государственного контроля (надзора), режима постоянного государственного контроля (надзора) (п. 11 Постановления N 336);
— плановых санитарно-эпидемиологических проверочных мероприятий (проводят Роспотребнадзор /ФМБА) в отношении некоторых объектов чрезвычайно высокого риска — детсадов, школ, детских лагерей, детских санаториев, роддомов и перинатальных центров, соцучреждений с проживанием, а также объектов чрезвычайно высокого риска, занятых по водоподготовкой и водоснабжением (пп. «а» п. 2 Постановления N 336);
— плановых проверочных мероприятий в рамках пожарного надзора в отношении некоторых объектов высокого и чрезвычайно высокого рисков — детсадов, школ, детских лагерей, детских санаториев, роддомов и перинатальных центров, соцучреждений с проживанием (пп. «б» п. 2 Постановления N 336);
— плановых проверок ОПО II класса опасности в рамках федерального госнадзора в области промышленной безопасности (пп. «в» п. 2 Постановления N 336);
— в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней (пп. «г» п. 2 Постановления N 336).
Конкретно вместо данных плановых проверок (иных КНМ) надзорный орган вправе провести профилактический визит, отказываться от него в 2022 году нельзя (но лишь тем, для кого этот визит является заменой проверки), см. последний абзац п. 2 Постановления N 336.
Все остальные плановые мероприятия должны быть исключены — об этом должно быть уже принято единое решение контрольного органа, и до 21 марта 2022 года они должны быть исключены из ЕРП и ЕРКНМ (п. 5 Постановления N 336).
Запрет на внеплановые проверки в 2022 году
Постановление N 336 ввело запрет на многие — ранее потенциально возможные — внеплановые проверки в 2022 году. Разрешено исключительно проведение следующих внеплановых проверок и КНМ:
основание |
вид надзора |
предварительное согласование с прокурором |
непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан |
любой |
обязательно (абз. 2 пп. «а» п. 3 Постановления N 336) |
непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства |
любой |
обязательно (абз. 3 пп. «а» п. 3 Постановления N 336) |
непосредственная угроза возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера |
любой |
обязательно (абз. 4 пп. «а» п. 3 Постановления N 336) |
причиненный вред жизни и тяжкий вред здоровью граждан; причиненный вред обороне страны и безопасности государства; возникшее ЧС |
любой |
обязательно (абзацы 2 -4 пп. «а» п. 3 Постановления N 336), но на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на ОПО I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса проверку можно проводить тотчас же с уведомлением прокуратуры (п. 4 Постановления N 336) |
выявление индикаторов риска в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков |
любой |
обязательно (абз. 5 пп. «а» п. 3 Постановления N 336) |
выявление индикаторов риска на ОПО I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса |
любой соответствующий |
обязательно (абз. 5 пп. «а» п. 3 Постановления N 336) |
выявление индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства |
любой |
обязательно (абз. 5 пп. «а» п. 3 Постановления N 336) |
выявление индикаторов риска возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера |
любой |
обязательно (абз. 5 пп. «а» п. 3 Постановления N 336) |
Внимание: только внеплановые ВЫЕЗДНЫЕ проверки! проверка исполнения предписания об устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС, если невозможна оценка исполнения предписания на основании документов и иной информации в распоряжении надзорного органа |
любой |
обязательно (абз. 6 пп. «а» п. 3 Постановления N 336) |
поступление жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав |
региональный жилнадзор, лицензионный контроль за УК в МКД |
обязательно (абз. 7 пп. «а» п. 3 Постановления N 336) |
решение руководителя, замруководителя ФНС в рамках в организациях и у индивидуальных предпринимателей (кроме внезапной контрольной закупки, в которую трансформируется выездное обследование) |
федеральный госконтроль за применением ККТ и полнотой учета выручки |
обязательно (абз. 8 пп. «а» п. 3 Постановления N 336) |
поручение Президента РФ (любое), поручение Председателя Правительства РФ/ вице-премьеров (только принятое после 10.03.2022) |
любой |
не нужно (абз. 2-4 пп. «б» п. 3 Постановления N 336) |
требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям |
любой |
не нужно (абз. 5 пп. «б» п. 3 Постановления N 336) |
наступление события, указанного в программе проверок |
государственный строительный надзор, федеральный экологический, федеральный за объектами культурного наследия |
не нужно (абз. 6 пп. «б» п. 3 Постановления N 336) |
представление контролируемым лицом документов, сведений об исполнении предписания в целях возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер |
любой соответствующий |
не нужно (абз. 7 пп. «б» п. 3 Постановления N 336) |
основания, установленные подпунктами 2, 3, 5 и 6 пункта 4 2 статьи 32 Федерального закона об НКО |
надзор за НКО |
не нужно, но требуется предварительное извещение (пп. «в» п. 3 Постановления N 336) |
основания, установленные абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» |
надзор в сфере свободы совести и вероисповедания |
не нужно, но требуется предварительное извещение (пп. «в» п. 3 Постановления N 336) |
Исполнение предписаний в 2022 году
КНМ и проверки, проведение которых не допускается согласно мораторию-2022, но которые были начаты до 10 марта 2022 года и не завершились к этой дате, должны быть завершены, самое позднее, к 17 марта 2022 года (абз. 1 п. 7 Постановления N 336).
Предписание об устранении нарушений, выявленных во время проверки, КНМ в период с 10.03.2022 по 31.12.2022, можно выдать только в том исключительном случае, если в ходе этого КНМ, этой проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу:
— причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью,
— возникновения ЧС природного и техногенного характера,
— ущерба обороне страны и безопасности государства (абз. 2 п. 7 Постановления N 336, см. также письмо Минэкономразвития России от 22.03.2022 N ОГ-Д24-1889).
Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается (абз. 3 п. 7 Постановления N 336).
При этом согласно п. 8 Постановления N 336 срок исполнения предписаний, выданных до 10 марта 2022 года (по Законам о госконтроле и N 294-ФЗ), и действующих на дату 10 марта 2022 года, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица. Контролируемое лицо вправе ходатайствовать о дополнительном продлении срока исполнения предписания не позднее предпоследнего дня «продленного» срока для исполнения предписания.
Возбуждение дел об административных правонарушениях
Как правило, после того, как в ходе проверки, иного КНМ инспектор обнаружил нарушения и зафиксировал их в Акте проверки, Акте КНМ, он сам или иное уполномоченное лицо надзорного органа составляет в отношении виновных в нарушении лиц протокол об административном нарушении. В основу протокола в качестве доказательства события нарушения берется именно Акт проверки или иного КНМ.
Однако — если мораторий запрещает приходить с проверкой, а нарушения имеются, — надзорные органы зачастую составляли протоколы просто по правилам КоАП, собирая доказательства нарушений в рамках КоАП РФ, не опираясь на материалы проверок. Суды не усматривали в данной практике ничего незаконного, так как «действующее законодательство не ограничивает способы непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, исключительно проведением контрольно-надзорных мероприятий» (см., например, постановления Девятнадцатого ААС от 01.02.2022 N 19АП-7527/21, Одиннадцатого ААС от 27.01.2022 N 11АП-21172/21 и другие).
Учитывая данную практику, в 2022 году надзорным органам запрещено составлять протоколы об административных правонарушениях в следующих случаях:
— если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований,
— при этом оценка их соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
— и до возбуждения дела об административном правонарушении надзорный орган не проводил никакого КНМ по правилам Закона о госконтроле (п. 9 Постановления N 336),
— это правило не касается госконтроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и ОМСУ, а также случаев необходимости применения временного запрета деятельности как меры обеспечения производства по делу об АП,
— это правило не касается видов контроля и надзора, которые все еще проводятся по правилам закона N 294-ФЗ.
Таким образом, без предварительного КНМ в большинстве случаев возбуждать дело по КоАП РФ нельзя.
Мораторий для аккредитованных IT-компаний
Отдельный «расширенный» мораторий на проверки аккредитованных IT-компаний введен федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ (он внес соответствующие изменения в Закон N 294-ФЗ):
— любые плановые проверки, проведение которых подчиняется Закону N 294-ФЗ, в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, запрещены к проведению в период по 31 декабря 2024 года (ст. 26.4 Закона N 294-ФЗ).
При этом «антисанкционный» мораторий-2022 также распространяется на эти IT-компании в полной мере.
«Коронавирусный» мораторий для малого бизнеса
Мораторий подразумевает запрет на проведение в 2022 году плановых проверок, а равно иных плановых контрольных (надзорных) мероприятий всех ИП и юридических лиц, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 Постановления N 1520). Какие плановые проверки и плановые КНМ не подпали под этот мораторий при составлении первоначальных планов проверок и иных КНМ на 2022 год?
— все плановые лицензионные проверки (пп. «в» п. 2 Постановления N 1520);
— плановые проверки лиц, чья деятельность или чьи объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности ОПО, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного госконтроля (пп. «а» п. 2 Постановления N 1520);
— плановые проверки и КНМ тех СМП, которых по итогам ранее проведенной проверки дисквалифицировали либо приостанавливали их деятельность, приостанавливали или аннулировали или приостановили лицензию или просто наказали за грубое (по КоАП РФ) нарушение, причем между этой ранее проведенной проверкой и моментом включения СМП в план проверок на 2022 год не прошло и трех лет. Эти «компрометирующие» обстоятельства должны быть указаны в плане проверок-2022 (пп. «б» п. 2 Постановления N 1520);
— плановые проверки и КНМ всех СМП в рамках федерального госнадзора в области использования атомной энергии; а также внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (пп. «г» п. 2 Постановления N 1520);
— а сверх того, все плановые проверки, проведение которых вообще не регламентируется ни нормами Закона N 294-ФЗ, ни нормами Закона о госконтроле, в том числе — налоговые, таможенные, прокурорские и т.п., перечень можно уточнить из ч. 3 и ч. 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ (см. письма ФНС России от 26.03.2021 N ЗГ-3-2/2273, Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2021 N 76/2-573-2018, информацию Росфинмониторинга от 29.03.2021) и ч. 3 ст. 1, ч. 4 и ч. 5 ст. 2 Закона о госконтроле.
Еще статьи из этого раздела
- Чиновникам, уволенным за коррупцию, запретят работать в госорганах и учреждениях
- С 10 апреля — новые КБК для МБТ социальной направленности и возврата остатков прошлых лет
- «Нецелевку» под бухгалтерской ошибкой не спрятать…
- За сбыт и представление подложных счетов-фактур и деклараций установят уголовное наказание
- Не забудьте подать статотчетность по внешней торговле с ЕАЭС