Если причина смерти работника — общее заболевание, это не всегда значит, что несчастный случай не связан с производством
Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2022 N 35-КГ22-2-К2
Работник был принят на работу вахтовым методом по профессии бетонщика, позже был переведен на другую работу по профессии монтажника стальных и железобетонных конструкций. Во время работы с ним произошел несчастный случай: он потерял сознание, впал в кому, был доставлен в больницу, где спустя три дня умер, не приходя в сознание. В медицинском свидетельстве о смерти было указано, что причинами смерти являлись инсульт и гипертоническая болезнь (общее заболевание).
Родственники умершего гражданина обратились к работодателю с просьбой выдать им акт о несчастном случае. Работодатель в выдаче акта отказал, сославшись на то, что смерть произошла во время нахождения работника на стационарном лечении в учреждении здравоохранения, не связана с исполнением трудовых обязанностей, произошла не на территории работодателя, в нерабочее время, поэтому работодатель расследование несчастного случая не проводил, акт не составлял.
Родственники умершего гражданина полагали, что такой отказ является незаконным, смерть работника связана с выполнением им трудовых обязанностей и несчастный случай необходимо квалифицировать как несчастный случай на производстве, по результатам расследования которого должен быть оформлен соответствующий акт, обратились в суд.
Три инстанции отказали истцам. ВС РФ отправил дело на пересмотр.
Во-первых, суды не приняли во внимание нормы права об обязанности работодателя обеспечить надлежащее и своевременное расследование несчастного случая и оформление материалов расследования.
Во-вторых, тот факт, что общее заболевание значится в числе случаев, когда по решению комиссии в зависимости от конкретных обстоятельств несчастные случаи могут квалифицироваться как НЕ связанные с производством, не означает, что такой несчастный случай не может быть квалифицирован как несчастный случай на производстве. Суду необходимо каждый раз принимать во внимание конкретные обстоятельства, при которых с работником произошел несчастный случай со смертельным исходом, в том числе находился ли пострадавший в момент несчастного случая при исполнении трудовых обязанностей, был ли он допущен работодателем к исполнению трудовых обязанностей, было ли выявлено у него какое-либо общее заболевание по результатам прохождения предварительного (периодического) медицинского осмотра, подтвержденное заключением медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.
Суды не приняли во внимание, в частности, тот факт, что работодатель при переводе работника на работу по профессии монтажника не направлял его на обязательный медицинский осмотр, допустил работника к работе без определения вредных и (или) опасных производственных факторов и вида выполняемых работ и выяснения того, имеются ли у него медицинские противопоказания для такой работы.
Напомним, в части третьей ст. 227 ТК РФ указывается, что расследованию в установленном порядке как несчастные случаи, подлежат события, произошедшие вследствие какого-либо внешнего воздействия, однако в части шестой ст. 229.2 ТК РФ говорится о том, что смерть работника вследствие общего заболевания также должна расследоваться. Об обязанности расследовать случаи смерти работника от инсульта часто говорит Роструд, в том числе в ситуации, когда работник умирает не на территории работодателя и спустя несколько дней после того, как он доставлен в больницу.
Хотите поделиться этой информацией? Выберите мессенджер ниже.
Еще статьи из этого раздела
- Иностранцев лишат Российского гражданства за отказ встать на воинский учет
- Реестр воинского учета: Взаимодействие работодателей с военкоматами — новые правила
- Чиновникам, уволенным за коррупцию, запретят работать в госорганах и учреждениях
- С 10 апреля — новые КБК для МБТ социальной направленности и возврата остатков прошлых лет
- «Нецелевку» под бухгалтерской ошибкой не спрятать…

