Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Постановление Администрации Ростовской области от 16 декабря 2009 г. N 672 «Об утверждении Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года»

Постановление Администрации Ростовской области от 16 декабря 2009 г. N 672
«Об утверждении Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года»

В целях обеспечения условий для улучшения демографической ситуации, повышения качества жизни населения Ростовской области постановляю:

1. Утвердить Концепцию демографической политики Ростовской области на период до 2025 года согласно приложению.

2. Министерству труда и социального развития области (Скидан Е.И.):

в срок до 1 марта 2010 года разработать план мероприятий по реализации в 2010 — 2012 годах Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года;

в срок до 1 апреля 2010 года представить на рассмотрение областной межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам план по реализации в 2010 — 2012 годах Концепции демографической политики Ростовской области на период до 2025 года.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области Бедрика А.И.

Глава Администрации (Губернатор) области
В.Ф. Чуб

Постановление вносит министерство труда и социального развития области

Приложение
к постановлению Администрации Ростовской области
от 16 декабря 2009 г. N 672

Концепция
демографической политики
Ростовской области на период до 2025 года

1. Общие положения

Демографическая политика Ростовской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации.
Концепция демографической политики Ростовской области на период до 2025 года (далее — Концепция) разработана в соответствии с целями, задачами и положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351.
Концепция основана на общепризнанных принципах и нормах международного права в области народонаселения, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Ростовской области.
В Концепции определены цель, принципы, задачи и основные направления демографической политики области на период до 2025 года. Настоящая Концепция опирается на:
основные методические принципы, принятые при разработке Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;
опыт разработки Областной целевой программы улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008 — 2010 годы.
Такой подход соответствует, с одной стороны, принципу осуществления областью самостоятельной экономической и социальной политики, с другой стороны, — принципу функционирования региона в едином правовом поле Российской Федерации.

2. Современная демографическая ситуация
в Ростовской области и тенденции ее развития

В Российской Федерации Ростовская область выделяется не только природно-ресурсным и экономическим, но и многонациональным демографическим потенциалом. По численности населения область занимает шестое место среди 83 субъектов Российской Федерации.
Современная демографическая ситуация в Ростовской области сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия.
Экономическая и социальная политика, проводимая в области, в значительной мере способствовала сдерживанию развития демографического кризиса.
Координация реализации мер по улучшению демографической ситуации в области осуществляется в рамках работы областной межведомственной комиссии по социально-демографическим вопросам и рабочей группы по вопросам демографической политики в составе комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в Ростовской области. К полномочиям этих коллегиальных органов отнесены рассмотрение наиболее проблемных вопросов и разработка рекомендаций по их решению.
В области сложилось тесное взаимодействие государственных органов с общественными организациями и научными учреждениями в области регулирования демографических процессов. Принимаемые меры в соответствии с Областной целевой программой улучшения демографической ситуации в Ростовской области на 2008 — 2010 годы позволили за последние 4 года:
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни. За 2008 год он составил 68,9 года (в том числе мужчин — 63,3 года, женщин — 74,5). Это на 1 год выше среднего показателя по Российской Федерации — 67,9 года;
обеспечить рост количества родившихся на 6,3 тыс. человек (или на 15,8 процента);
снизить число умерших на 4,9 тыс. человек (или на 7,2 процента);
значительно сократить младенческую смертность с 14,9 промилле до 10,1 промилле (или на 32,2 процента).
В текущем году позитивные тенденции сохранены и продолжены.
Вместе с тем демографическая ситуация в области недостаточно благополучная.
Численность населения продолжает сокращаться. Это обусловлено высоким уровнем смертности и недостаточным уровнем рождаемости, который не обеспечивает даже простого воспроизводства.
Причинами низкой рождаемости населения, помимо перехода семей на малодетность, стали материально-бытовые трудности, жилищные проблемы, низкий уровень жизни части населения, невысокий уровень оплаты труда, недостаточное качество оказания медицинской помощи, ухудшение репродуктивного здоровья населения, утрата семейных ценностей, рост числа разводов, большое количество преждевременного прерывания беременности и другие.
Остается высокой смертность граждан в трудоспособном возрасте. В 2008 году удельный вес населения, умершего в трудоспособном возрасте, составил 25,4 процента, из них 80 процентов — мужчин. Так, мужская смертность превышает женскую: в возрасте 25 — 29 лет — в 3,8 раза, в возрасте 30 — 34 лет — в 3,3 раза, что нарушает пропорциональное соотношение полов, отрицательно сказывается на уровне брачности населения, трудовом потенциале, благосостоянии семей. Таким образом, в 2008 году из всего числа умерших мужчин 39,2 процента находилось в трудоспособном возрасте, из общего количества умерших женщин — 10,7 процента.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти населения а 2008 году остаются болезни системы кровообращения (58,9 процента), новообразования (14,0 процента), внешние причины, в том числе несчастные случаи, отравления и травмы (7,1 процента).
Высокая смертность лиц в трудоспособном возрасте во многом зависит от внешних причин и обусловлена ухудшением качества жизни большинства населения относительно периода 1970 — 80-х годов: некачественным питанием, снижением доступности медицинской помощи, связанной с коммерциализацией услуг здравоохранения, высокой стоимостью лекарств, неблагополучной экологической ситуацией. Перечисленные факторы ухудшают здоровье населения, что приводит к преждевременной смерти. Немаловажной предпосылкой высокой смертности является и нездоровый образ жизни значительной части населения. Алкоголизация, наркомания, табакокурение повышают вероятность преждевременной смерти населения.
В воспроизводстве населения в современных условиях определенную значимость приобретает миграция. За последние годы в миграционных процессах произошли существенные изменения. До середины 90-х годов миграция развивалась нарастающими темпами. Причем приток мигрантов в Ростовскую область заметно превышал отток. В указанные годы миграционный прирост сыграл значительную роль в сохранении численности населения от уменьшения. В 1994 году положительное сальдо миграции достигло максимального значения — 55,8 тыс. человек.
В последующие годы приток населения в область стал постепенно сокращаться и с 2004 года сальдо миграции приняло отрицательное значение. Хотя его размеры невелики, тем не менее, это способствовало сокращению населения. Убыль складывалась в основном за счет межрегиональной миграции.
С 2008 года миграционный отток сменился миграционным приростом и составил 5,4 тыс. человек. В I полугодии 2009 года положительная тенденция сохранилась и прирост составил 2,0 тыс. человек.
В перспективе прогнозируется дальнейшее старение населения области и увеличение доли старших возрастов в общей численности населения к 2013 году до 25,3 процента, коэффициент смертности может возрасти до 16,2 промилле (на 7,3 процента).
Несмотря на предполагаемый рост уровня рождаемости на 3,9 процента, сохранится превышение смертности над рождаемостью. Вследствие чего продолжится снижение численности населения области и к концу 2012 года прогнозируется сокращение количества жителей до 4183,5 тыс. человек, что ниже уровня 2008 года (4241,8 тыс. человек) на 1,4 процента.
Таким образом, анализ современной демографической ситуации и тенденций ее развития свидетельствует о том, что в Ростовской области происходит сокращение абсолютной численности населения. В дальнейшем это приведет к снижению численности трудоспособного населения. Концепция предполагает развитие системы социально-экономических мер, направленных на уменьшение отрицательных последствий сокращения трудовых ресурсов, значительных демографических, экономических и социальных потерь.

3. Цели, принципы, задачи и основные направления
демографической политики Ростовской области
на период до 2025 года

Целями демографической политики Ростовской области на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2016 году и создание условий для ее роста к 2025 году, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2016 году до 70 лет, к 2025 году -до 75 лет.
Достижение целей демографической политики Российской Федерации в значительной степени зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития, включая обеспечение стабильного экономического роста и роста благосостояния населения, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки.
В основу демографической политики Ростовской области положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач — мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах — выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
координация действий областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Основными задачами демографической политики Ростовской области на период до 2025 года являются:
сокращение уровня смертности не менее чем в 1,3 раза, прежде всего граждан в трудоспособном возрасте;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 1,5 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития области, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития указанных заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб в муниципальных и областных учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, а также развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, а также за счет повышения оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех ее этапах;
сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний;
сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения;
внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.
Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно-ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.
Решение задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни включает в себя:
формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;
разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
Решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя:
усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
оказание государственной поддержки гражданам в связи с рождением и воспитанием детей;
оказание дополнительной поддержки неполным семьям с детьми и многодетным семьям с низкими доходами, семьям, принимающим на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьям, имеющим детей-инвалидов;
удовлетворение потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития вариативных форм дошкольного образования, создания образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (частные, семейные, корпоративные, автономные), повышения доступности и качества их услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
реализацию региональных программ обеспечения жильем граждан, в том числе молодых семей, разработку системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений;
предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детям, находящимся под опекой (попечительством), в соответствии с действующим законодательством;
развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;
реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:
развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка.
Решение задачи по улучшению миграционной ситуации в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Ростовскую область в целях обеспечения социально-экономического комплекса региона кадрами необходимых профессий, а также миграционного замещения естественной убыли населения;
проведение мероприятий по борьбе с незаконной миграцией и легализации нелегальной иностранной рабочей силы;
интеграция мигрантов в социум, формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей.

4. Информационное обеспечение
реализации настоящей Концепции

Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, переписи населения, выборочных обследований с целью предоставления населению области достоверной информации о демографическом положении; проведение областной информационно-просветительской кампании, направленной на понимание ценностей материнства и отцовства, повышение статуса родительства, на переход от малодетной семьи к семье, имеющей не менее двух детей.
Информационное сопровождение реализации Концепции проводится посредством объединения деятельности средств массовой информации, информационных структур органов государственной власти и управления, местного самоуправления, общественных объединений и других организаций, участвующих в реализации Концепции.

5. Механизмы реализации демографической
политики Ростовской области
на период до 2025 года

Реализацию демографической политики предполагается осуществлять путем:
объединения усилий государственных органов и общественных организаций, направленных на формирование единых подходов к реализации разработанных направлений демографической политики;
дальнейшего совершенствования законодательства Ростовской области в сферах стимулирования рождаемости, укрепления семьи, социально-трудовых отношений, миграционных процессов и других сферах, затрагивающих демографическое развитие области;
включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в муниципальные программы социально-экономического развития;
координации действий законодательных и исполнительных органов на областном и муниципальном уровнях, направленных на регулирование демографических процессов;
концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации приоритетных направлений Концепции с использованием бюджетных средств, внебюджетных поступлений;
постоянного мониторинга и анализа демографических процессов;
развития научных исследований в сфере народонаселения.

6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации
демографической политики Ростовской области
на период до 2025 года

Реализация демографической политики Ростовской области на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2010 — 2012 годы) будет продолжено выполнение мероприятий, направленных на преодоление проблем демографической сферы области: снижение смертности населения, в том числе от сердечно-сосудистых заболеваний, онкологии; сокращение уровня аварийности на дорогах и травматизма при дорожно-транспортных происшествиях; повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, развитие перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов; расширение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На первом этапе будет продолжена работа по формированию правовой, организационной и финансовой базы для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2013 года.
В результате реализации мероприятий первого этапа предполагается снизить темпы естественной убыли населения и обеспечить миграционный прирост.
На втором этапе (2013 — 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на реализацию мер по: формированию у населения навыков здорового образа жизни; содействию занятости женщин, имеющих детей; усилению контроля за проведением профилактики и своевременного выявления профессиональных заболеваний; поэтапному сокращению рабочих мест с вредными или опасными для здоровья населения условиями труда.
К 2016 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.
В связи с оказанием государственной поддержки семьям, имеющим детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала будут разработаны меры по расширению строительства доступного семейного жилья, развитию дополнительных образовательных услуг.
По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:
стабилизировать численность населения на уровне 4,14 млн. человек и обеспечить ее рост к 2020 году до 4,168 млн. человек;
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;
увеличить в 1,1 раза по сравнению с 2008 годом коэффициент рождаемости, на треть снизить уровень смертности населения;
уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Ростовскую область соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост.
На третьем этапе (2016 — 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в области.
В связи со значительным уменьшением к началу третьего этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях второго и третьего ребенка.
В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Ростовскую область иммигрантов трудоспособного возраста.
К 2025 году предполагается:
постепенное увеличение численности населения до 4,25 млн. человек за счет роста рождаемости, снижения смертности и миграционного притока;
увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет.

7. Объемы и источники финансирования
мероприятий настоящей Концепции

Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, будут использованы средства бюджетов всех уровней и внебюджетные средства. Последовательное и стабильное увеличение расходов на социальную политику позволит достигнуть целей, определенных данной Концепцией.

Начальник общего отдела Администрации области
М.В. Фишкин



Еще статьи из этого раздела

Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение