Основным и единственным видом деятельности ООО является …
Бухгалтерский учет
В пункте 3 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» приведен перечень вложений, которые можно отнести к финансовым. Этот перечень является открытым.
В п. 2 ПБУ 19/02 приведены условия, единовременное выполнение которых позволяет для целей ПБУ 19/02 принять актив к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений:
— наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
— переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и другое);
— способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).
Если займы, предоставляемые физическим лицам, удовлетворяют требованиям, приведенным п. 2 ПБУ 19/02, то в таком случае они также могут быть отнесены к финансовым вложениям организации и, соответственно, учитываться на субсчете «Предоставленные займы» счета 58 «Финансовые вложения».
Согласно п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
В соответствии с п. 4 ПБУ 9/99 доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
а) доходы от обычных видов деятельности;
б) прочие доходы;
При этом для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
Так как деятельность по предоставлению займов для физических лиц является для организации основным видом деятельности, то данные доходы будут являться доходами от обычных видов деятельности.
Фактические затраты организации (оплата труда, начисление налогов с ФОТ, коммунальные услуги, аренда и прочее) будут являться расходами по обычным видам деятельности и признаваться в себестоимости выполненных работ при признании выручки при начислении процентов по выданным займам (п.п. 5, 9, 16, 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, предназначен счет 90 «Продажи».
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Дебет 58, субсчет «Предоставленные займы» Кредит 50 (51)
— выдан заем физическому лицу;
Дебет 76 Кредит 90, субсчет «Выручка»
— начислены к получению проценты по выданному займу (в результате в учете на счете 76 формируется дебиторская задолженность физического лица);
Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 20 (25, 26)
— учтены расходы организации;
Дебет 50 (51) Кредит 58, субсчет «Предоставленные займы»
— возвращены заемные средства;
Дебет 50 (51) Кредит 76
— получены проценты по выданному займу.
Отчет о прибылях и убытках
Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н) утверждены новые формы бухгалтерской отчетности, в частности форма отчета о прибылях и убытках (далее — форма N 2).
Приказ N 66н вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г.
Согласно письму Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01 и письму ФНС России от 18.04.2011 N КЕ-4-3/6116@ формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.
В форме N 2 отражаются:
— выручка;
— себестоимость продаж;
— валовая прибыль (убыток);
— коммерческие и управленческие расходы;
— прибыль (убыток) от продаж;
— проценты к получению и уплате;
— прочие доходы и расходы;
— прибыль (убыток) до налогообложения;
— текущий налог на прибыль;
— изменение отложенных налоговых активов и обязательств;
— чистая прибыль (убыток);
— справочная информация.
Данные в форму N 2 вносятся нарастающим итогом с начала года, при этом показатели отчетного периода приводятся в сравнении с аналогичным отчетным периодом прошлого года. То есть в форме N 2 в столбце 3 (данные за отчетный период) отражаются обороты по счетам за текущий отчетный период, а в столбце 4 (данные за аналогичный период прошлого года) — показатели графы 3 формы N 2 за предыдущий отчетный период.
Доходы должны быть отражены за вычетом НДС и акцизов, а отрицательные значения показателей, как и в балансе, приводятся в круглых скобках (без знака минус).
Обороты по счету 90 «Продажи» отражаются по строкам 2110-2200, обороты по счету 91 «Прочие доходы и расходы» — по строкам 2310-2350.
В рассматриваемой ситуации, когда выдача процентных займов физическим лицам является основным (и единственным) видом деятельности организации, доходы, полученные в виде процентов по выданным займам, отражаются в форме N 2 по строке «Выручка» с кодом 2110.
Соответственно, расходы организации отражаются по строке «Себестоимость продаж» с кодом 2120.
На основании всех данных строк 2110-2350 необходимо рассчитать сумму прибыли (убытка) до налогообложения и указать его в строке 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения».
Расходы по налогу на прибыль отражаются по строкам 2410-2400.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- У бухгалтеров организации должности называются бухгалтер по кассовым операциям, бухгалтер по материальной группе, бухгалтер расчетной группы. Необходимо ли эти должности переименовывать на должность «бухгалтер» в соответствии с профстандартом? Можно ли оставить наименование должности прежним, но взять условия из профстандарта?
- Может ли ежемесячная заработная плата несовершеннолетних работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда, быть ниже МРОТ, или же работодатель должен производить доплату к заработной плате таких работников до уровня МРОТ?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \»доходы минус расходы\». Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\»сгорание\» неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?