Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Организация, применяющая общую систему налогообложения, приобрела конфеты, печенье и напитки (чай, кофе), которыми секретарь будет угощать представителей контрагентов, ожидающих в офисе компании подписания документов.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Затраты на приобретение продуктов питания, не соответствующие требованиям п. 2 ст. 264 НК РФ, не могут быть учтены в составе представительских расходов в целях налогообложения прибыли

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При определении налоговой базы не учитываются расходы, указанные в ст. 270 НК РФ.

Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

В числе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, поименованы представительские расходы (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ), которые учитываются в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся затраты налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Таким образом, исходя из норм п. 2 ст. 264 НК РФ расходы на приобретение напитков и продуктов питания возможно учесть в составе представительских расходов только в случае, если они приобретены для буфетного обслуживания представителей других организаций во время переговоров.

При этом представители Минфина России считают, что к представительским расходам также могут быть отнесены расходы на проведение переговоров с физическими лицами — клиентами организации (письмо Минфина России от 27.05.2009 N 03-03-06/1/351). В этом письме рассматривалась ситуация, когда во время переговоров с физическими лицами о порядке и условиях выдачи кредитов сотрудник банка предлагает потенциальному клиенту питьевую воду, чай, кофе, конфеты.

Однако в случаях, когда затраты на приобретение продуктов питания не соответствуют положениям п. 2 ст. 264 НК РФ, то они не могут быть включены с состав представительских расходов в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 12.05.2010 N 03-03-06/1/327). В указанном письме представители финансового ведомства сделали такой вывод в отношении продуктов питания (чай, кофе, конфеты, печенье), выкладываемых на столе для контрагентов, ожидающих документы.

Нами рассматривается аналогичная ситуация — секретарь организации предлагает конфеты, печенье, чай, кофе представителям других организаций, ожидающим в офисе компании получения оформленных документов. То есть, угощение контрагентов осуществляется не во время проведения переговоров.

Очевидно, что в таком случае отнесение затрат по приобретению продовольственных товаров к представительским расходам представляется маловероятным (смотрите также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2011 N 13АП-7444/11).

Представители налоговых органов и Минфина России расходы на приобретение товаров, предназначенных для обслуживания клиентов (минеральная вода, чай, кофе, сахар, соки и другие), квалифицируют как расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (п. 16 ст. 270 НК РФ). Такое мнение представлено, в частности, в письмах Минфина России от 01.06.2011 N 03-11-06/2/86, УФНС России по г. Москве от 21.01.2011 N 16-15/005285@.

В приведенных письмах рассматриваются вопросы организаций, применяющих УСН. Однако согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, признаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (то есть в порядке, применяемом при определении налоговой базы по налогу на прибыль). Поэтому, считаем, что вышеуказанные письма контролирующих органов можно принять к сведению и при применении общей системы налогообложения.

Одновременно согласно определению Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.

На наш взгляд, приобретение конфет, печенья, чая, кофе с целью предложения представителям контрагентов в течение времени ожидания оформления документов направлено на создание положительного имиджа компании. Внимание к посетителям создает для них доброжелательную атмосферу, располагает партнеров к сотрудничеству, способствует поддержанию интереса к компании, а значит, оказывает влияние на перспективы заключения сделок.

Используя данные аргументы, организация может попытаться доказать направленность указанных расходов на получение дохода и учесть их в составе других расходов, связанных с производством и реализацией на основании пп. 49 п. 1 статьи 264 НК РФ при соответствующем документальном подтверждении.

Однако высока вероятность, что налоговые органы будут возражать против признания таких расходов.
Поэтому при принятии окончательного решения стоит иметь в виду, что в случае признания в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль стоимости продуктов, предназначенных для угощения контрагентов не во время мероприятий представительского характера, свою позицию, скорее всего, придется отстаивать в судебном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела

Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение