Может ли налогоплательщик при исчислении налога на прибыль учесть затраты на изготовление копий документов, истребуемых налоговым органом в рамках ст. 93.1 НК РФ?
Обоснование. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Причем расходами признаются любые затраты налогоплательщика при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, экономически оправданны и подтверждены соответствующими документами.
Положения п. 1 ст. 93.1 НК РФ предоставляют налоговым органам право истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). Из пункта 5 указанной нормы следует, что лицо, получившее требование контролеров, обязано его исполнить (разумеется, если запрошенные документы имеются в наличии). Значит, расходы, понесенные налогоплательщиком в целях исполнения данной обязанности, являются экономически оправданными.
Такие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 27.09.2013 N 03-02-07/1/40175. Чиновники указали: при определении базы по налогу на прибыль учитываются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, в том числе на изготовление копий документов, истребуемых налоговым органом.
Отметим, что по рассматриваемому вопросу имеются более ранние разъяснения УФНС по г. Москве. В Письме от 04.07.2007 N 20-12/063378 столичные налоговики пришли к выводу, что расходы по копированию документов, истребованных в рамках встречной проверки, не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в связи с их несоответствием критериям признания расходов, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Однако это только мнение одного из региональных управлений налоговой службы, ФНС по данному поводу не высказывалась.
Полагаем, что на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ рассматриваемые расходы можно учесть в составе внереализационных как другие обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. Главное, чтобы эти расходы были подтверждены надлежащими документами, например кассовыми или товарными чеками на приобретение бумаги, на оплату услуг копирования, договорами, актами выполненных работ (если услуги по исполнению требования налоговиков оказывали третьи лица).
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- У бухгалтеров организации должности называются бухгалтер по кассовым операциям, бухгалтер по материальной группе, бухгалтер расчетной группы. Необходимо ли эти должности переименовывать на должность «бухгалтер» в соответствии с профстандартом? Можно ли оставить наименование должности прежним, но взять условия из профстандарта?
- Может ли ежемесячная заработная плата несовершеннолетних работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда, быть ниже МРОТ, или же работодатель должен производить доплату к заработной плате таких работников до уровня МРОТ?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \»доходы минус расходы\». Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\»сгорание\» неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?