Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Организация применяет общую систему налогообложения …

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы самостоятельно исчисленных авансовых платежей по земельному налогу в порядке, предусмотренном ст. 272ст. 272 НК РФ, учитываются в момент начисления, то есть в последний день отчетного периода в составе:

— прочих расходов в целях налогообложения;
— расходов от обычных видов деятельности или прочих расходов в целях бухгалтерского учета.

Основанием для начисления сумм авансовых платежей в бухгалтерском и налоговом учете может служить самостоятельно разработанный расчет авансовых платежей по земельному налогу, который в налоговый орган предоставлять не нужно.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 15ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.

Согласно п. 1 ст. 388п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 389ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

На основании п. 1 ст. 387п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

С 1 января 2011 года порядок уплаты земельного налога на территории городского поселения Раменское Московской области установлен решением Совета депутатов городского поселения Раменское Московской области от 28.10.2010 N 10/2 «О земельном налоге» (далее — Решение N 10/2).

Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу (ст. 398ст. 398 НК РФ).

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (п. 1 ст. 393п. 1 ст. 393 НК РФ).
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются I, II, III кварталы (п. 2 ст. 393п. 2 ст. 393 НК РФ), однако в силу п. 3 ст. 393п. 3 ст. 393 НК РФ при установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетные периоды.

В соответствии с п. 2 ст. 398 НК РФ, действовавшим до 1 января 2011 г., налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляли в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены изменения в НК РФ, согласно которым п. 2 ст. 398 НК РФ утратил силу с 1 января 2011 г.

Следовательно, плательщики земельного налога, являющиеся организациями, с 1 января 2011 г. представляют в налоговый орган только декларацию по земельному налогу по окончании налогового периода. Расчет авансовых платежей по земельному налогу с 1 января 2011 г. в налоговый орган представлять не нужно.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации Ваша организация, находящаяся на территории городского поселения Раменское Московской области и являющаяся плательщиком земельного налога, должна представлять декларацию по земельному налогу по окончании налогового периода, а в течение налогового периода уплачивать авансовые платежи по указанному налогу.

На основании п. 2 ст. 396п. 2 ст. 396 НК РФ сумму земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) так же, как и налоговую базу, организации определяют самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 396 и 397397 НК РФ.

Земельный налог в целях налогообложения прибыли относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272ст. 272 НК РФ.

Согласно пп. 1 п. 7 ст. 272пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей является дата их начисления.
Следовательно, суммы авансовых платежей по земельному налогу, ввиду того, что они являются обязательными платежами, отражаются в составе расходов в целях налогообложения в момент начисления — в последний день отчетного периода.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 4п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации», организация вправе самостоятельно определить квалификацию расхода в виде суммы начисленного земельного налога, при этом закрепив данное положение в своей учетной политике.

Согласно п. 5,п. 5, 1111 ПБУ 10/99 сумма земельного налога (авансовых платежей по налогу), начисленная по принадлежащему организации земельному участку, может учитываться либо в составе расходов по обычным видам деятельности, либо в составе прочих расходов.

Если организация в учетной политике для целей бухгалтерского учета утвердит, что сумма земельного налога признается расходом по обычным видам деятельности, то начисленная сумма авансового платежа по налогу в бухгалтерском учете отражается следующим образом:

Дебет 2020 (2323, 2525, 2626, 4444) Кредит 6868, субсчет «Расчеты по земельному налогу»
— начислен аванс по земельному налогу за истекший отчетный период.

Если учетной политикой организацией предусмотрено, что земельный налог учитывается в составе прочих расходов, оформляются следующие записи:

Дебет 9191, субсчет «Прочие расходы» Кредит 6868, субсчет «Расчеты по земельному налогу»
— начислен аванс по земельному налогу за истекший отчетный период.

Основанием для отражения сумм авансовых платежей по земельному налогу в бухгалтерском и налоговом учете может служить самостоятельно разработанный организацией расчет, на основании которого производится уплата авансовых платежей.

Отметим, что при составлении такого расчета можно взять за основу форму налогового расчета, утвержденного приказом Минфина России от 16.09.2008 N 95н «Об утверждении форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядков их заполнения».
При этом обязательно, чтобы такой документ отвечал требованиям п. 2 ст. 9п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ.

Форму отчета также следует утвердить в учетной политике организации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мягкова Светлана

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела

Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение