Ликвидируется ООО (дочернее предприятие), которое имеет единственного учредителя (участника)
Поскольку законодательством прямо не предусмотрено иного, наиболее правильным будет составить ликвидационный баланс по состоянию на дату между последним перечислением денежных средств в ПФР и передачей имущества учредителю. Ликвидационный баланс, по нашему мнению, должен содержать сведения об изменениях в имущественном положении после окончания расчетов с кредиторами.
Тот факт, что ликвидационный баланс составлен не на дату его представления, а на дату после расчетов с кредиторами, но до расчетов с учредителем не может быть причиной отказа в регистрации ликвидации юридического лица.
Вместе с тем, как показывает арбитражная практика, представление нулевого ликвидационного баланса также не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Обоснование вывода:
Правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, в том числе при их ликвидации, помимо норм ГК РФ, регулируются также Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ).
Действующим законодательством и нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрены специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов или требования к ним, а также обязательные сведения, которые должны содержаться в указанных документах. В связи с этим в письме ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101 высказано мнение о целесообразности использования бланка обычного бухгалтерского баланса, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс»).
Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссией составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), самого промежуточного ликвидационного баланса номами законодательства не предусмотрено. Пунктом 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ предусмотрено лишь уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Пунктом 6 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией «после завершения расчетов с кредиторами». Полагаем, эту норму следует понимать как «не ранее завершения расчетов с кредиторами».
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов.
Здесь следует отметить, что из смысла норм ст. 63 ГК РФ и, например, ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что законодательство разделяет кредиторов организации и ее участников (как лиц, имеющих интересы в отношении имущества ликвидируемого ООО).
Далее:
— ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица) (п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ);
— и после завершения процесса ликвидации представляются в регистрирующий орган документы, предусмотренные ст. 21 Закона N 129-ФЗ, среди которых: ликвидационный баланс, а также «документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Обращаем внимание, что вплоть до регистрации ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия обязана вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность в установленный срок и отчитываться по налогам (в том числе представлять «нулевые» декларации).
В письме от 07.08.2012 N СА-4-7/13101 специалисты ФНС России отмечают, что ликвидационный баланс отражает финансовое положение организации на момент подачи заявления о прекращении ею деятельности, поэтому его дата должна быть максимально приближена к моменту ликвидации. Главным требованием к ликвидационному балансу, как следует из упомянутого письма ФНС России, является достоверность содержащихся в нем сведений. При этом само по себе представление ликвидационного баланса по истечении даже двух лет не названо в качестве причины для отказа в государственной регистрации ликвидации. Учитывая имеющуюся арбитражную практику, ФНС России отмечает лишь, что ликвидационный баланс должен характеризовать фактическое финансовое положение организации на дату подачи заявления о прекращении деятельности и быть идентичен финансовому положению на указанную дату.
Задолженность по уплате налогов (и иных обязательных платежей) возникает у организации с момента неполной их уплаты, а не с момента ее выявления регистрирующим органом. Поскольку указанная задолженность на момент утверждения ликвидационного баланса уже существует, то сведения об отсутствии кредиторской задолженности, приведенные в ликвидационном балансе, являются недостоверными. Из этого, в частности, исходил Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16.05.2014 N 05АП-5516/14 (постановлением ФАС Дальневосточного округа от 30.07.2014 N Ф03-3184/14 по делу N А51-33520/2013 оставлено без изменений).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ликвидационный баланс не может быть оставлен по состоянию на 11 октября ввиду наличия задолженности перед кредитором — ПФР.
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ликвидационный баланс служит основой для составления последней бухгалтерской отчетности ликвидируемой организации, которая, в свою очередь, составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. Кроме того, при составлении последней бухгалтерской отчетности должны быть учтены факты хозяйственной жизни, имевшие место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
По нашему мнению, из смысла нормы п. 8 ст. 63 ГК РФ (и учитывая все вышеизложенное) следует, что ликвидационный баланс должен отражать сведения об имуществе юридического лица, оставшемся после расчетов с кредиторами и подлежащем передаче учредителю. Таким образом, наиболее правильным в рассматриваемой ситуации, полагаем, будет составить ликвидационный баланс по состоянию на дату после 15 октября, но до даты передачи оставшихся активов учредителям. Тот факт, что ликвидационный баланс составлен не на дату его представления в регистрирующий орган, решающего значения не имеет и не может быть причиной отказа в регистрации ликвидации юридического лица.
Вместе с тем в заключение отметим, что в арбитражной практике имеют место многочисленные примеры рассмотрения споров в отношении ликвидации юридических лиц, когда в регистрирующий орган представлялись ликвидационные балансы с нулевыми показателями. При этом, нам не удалось обнаружить судебным решений, где бы в качестве оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации юридических лиц было бы названо представление нулевого ликвидационного баланса. Даже разрешая споры не в пользу ликвидируемых организаций (ликвидаторов), суды указывают лишь на недостоверность сведений нулевых ликвидационных балансов при фактическом наличии кредиторской задолженности. В качестве примеров можем привести постановление ФАС Уральского округа от 24.06.2014 N Ф09-7103/11 по делу N А60-539/2011, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.11.2013 N Ф07-8643/13 по делу N А56-74293/2012, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.2012 N Ф08-2751/12 по делу N А22-1532/2011.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- У бухгалтеров организации должности называются бухгалтер по кассовым операциям, бухгалтер по материальной группе, бухгалтер расчетной группы. Необходимо ли эти должности переименовывать на должность «бухгалтер» в соответствии с профстандартом? Можно ли оставить наименование должности прежним, но взять условия из профстандарта?
- Может ли ежемесячная заработная плата несовершеннолетних работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда, быть ниже МРОТ, или же работодатель должен производить доплату к заработной плате таких работников до уровня МРОТ?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \»доходы минус расходы\». Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\»сгорание\» неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?