Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Ликвидируется ООО (дочернее предприятие), которое имеет единственного учредителя (участника)

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку законодательством прямо не предусмотрено иного, наиболее правильным будет составить ликвидационный баланс по состоянию на дату между последним перечислением денежных средств в ПФР и передачей имущества учредителю. Ликвидационный баланс, по нашему мнению, должен содержать сведения об изменениях в имущественном положении после окончания расчетов с кредиторами.

Тот факт, что ликвидационный баланс составлен не на дату его представления, а на дату после расчетов с кредиторами, но до расчетов с учредителем не может быть причиной отказа в регистрации ликвидации юридического лица.

Вместе с тем, как показывает арбитражная практика, представление нулевого ликвидационного баланса также не является основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.


Обоснование вывода:

Правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, в том числе при их ликвидации, помимо норм ГК РФ, регулируются также Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ).

Действующим законодательством и нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрены специальные формы промежуточного и ликвидационного балансов или требования к ним, а также обязательные сведения, которые должны содержаться в указанных документах. В связи с этим в письме ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101 высказано мнение о целесообразности использования бланка обычного бухгалтерского баланса, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» с соответствующей пометкой («Промежуточный ликвидационный баланс» либо «Ликвидационный баланс»).

Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссией составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), самого промежуточного ликвидационного баланса номами законодательства не предусмотрено. Пунктом 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ предусмотрено лишь уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Пунктом 6 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией «после завершения расчетов с кредиторами». Полагаем, эту норму следует понимать как «не ранее завершения расчетов с кредиторами».

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов.

Здесь следует отметить, что из смысла норм ст. 63 ГК РФ и, например, ст. 58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» следует, что законодательство разделяет кредиторов организации и ее участников (как лиц, имеющих интересы в отношении имущества ликвидируемого ООО).

Далее:
— ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица) (п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ);
— и после завершения процесса ликвидации представляются в регистрирующий орган документы, предусмотренные ст. 21 Закона N 129-ФЗ, среди которых: ликвидационный баланс, а также «документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Обращаем внимание, что вплоть до регистрации ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия обязана вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность в установленный срок и отчитываться по налогам (в том числе представлять «нулевые» декларации).

В письме от 07.08.2012 N СА-4-7/13101 специалисты ФНС России отмечают, что ликвидационный баланс отражает финансовое положение организации на момент подачи заявления о прекращении ею деятельности, поэтому его дата должна быть максимально приближена к моменту ликвидации. Главным требованием к ликвидационному балансу, как следует из упомянутого письма ФНС России, является достоверность содержащихся в нем сведений. При этом само по себе представление ликвидационного баланса по истечении даже двух лет не названо в качестве причины для отказа в государственной регистрации ликвидации. Учитывая имеющуюся арбитражную практику, ФНС России отмечает лишь, что ликвидационный баланс должен характеризовать фактическое финансовое положение организации на дату подачи заявления о прекращении деятельности и быть идентичен финансовому положению на указанную дату.

Задолженность по уплате налогов (и иных обязательных платежей) возникает у организации с момента неполной их уплаты, а не с момента ее выявления регистрирующим органом. Поскольку указанная задолженность на момент утверждения ликвидационного баланса уже существует, то сведения об отсутствии кредиторской задолженности, приведенные в ликвидационном балансе, являются недостоверными. Из этого, в частности, исходил Пятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 16.05.2014 N 05АП-5516/14 (постановлением ФАС Дальневосточного округа от 30.07.2014 N Ф03-3184/14 по делу N А51-33520/2013 оставлено без изменений).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ликвидационный баланс не может быть оставлен по состоянию на 11 октября ввиду наличия задолженности перед кредитором — ПФР.

Согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ликвидационный баланс служит основой для составления последней бухгалтерской отчетности ликвидируемой организации, которая, в свою очередь, составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. Кроме того, при составлении последней бухгалтерской отчетности должны быть учтены факты хозяйственной жизни, имевшие место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

По нашему мнению, из смысла нормы п. 8 ст. 63 ГК РФ (и учитывая все вышеизложенное) следует, что ликвидационный баланс должен отражать сведения об имуществе юридического лица, оставшемся после расчетов с кредиторами и подлежащем передаче учредителю. Таким образом, наиболее правильным в рассматриваемой ситуации, полагаем, будет составить ликвидационный баланс по состоянию на дату после 15 октября, но до даты передачи оставшихся активов учредителям. Тот факт, что ликвидационный баланс составлен не на дату его представления в регистрирующий орган, решающего значения не имеет и не может быть причиной отказа в регистрации ликвидации юридического лица.

Вместе с тем в заключение отметим, что в арбитражной практике имеют место многочисленные примеры рассмотрения споров в отношении ликвидации юридических лиц, когда в регистрирующий орган представлялись ликвидационные балансы с нулевыми показателями. При этом, нам не удалось обнаружить судебным решений, где бы в качестве оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации юридических лиц было бы названо представление нулевого ликвидационного баланса. Даже разрешая споры не в пользу ликвидируемых организаций (ликвидаторов), суды указывают лишь на недостоверность сведений нулевых ликвидационных балансов при фактическом наличии кредиторской задолженности. В качестве примеров можем привести постановление ФАС Уральского округа от 24.06.2014 N Ф09-7103/11 по делу N А60-539/2011, постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.11.2013 N Ф07-8643/13 по делу N А56-74293/2012, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.2012 N Ф08-2751/12 по делу N А22-1532/2011.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Еще статьи из этого раздела

Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение