В организации работает по внешнему совместительству сотрудник. С 8 по 13 октября 2014 года он отсутствовал.
Указанная норма корреспондирует ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон N 255-ФЗ), согласно которой в ситуации, когда застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие.
Как видно, эта норма не содержит каких-либо ограничений и не требует от работника отрабатывать у каждого работодателя указанные два года полностью.
При этом территориальные органы ФСС РФ трактуют данную норму таким образом, что работник для получения пособий по обоим местам работы должен работать у обоих страхователей в обоих расчетных годах (смотрите, например, разъяснения Рязанского регионального отделения ФСС РФ), а некоторые отделения в своих разъяснениях вообще указывают, что оба года должны быть отработаны полностью (смотрите, например, разъяснения на сайте Мурманского регионального отделения ФСС РФ). ФСС России по данному вопросу высказало противоречивое мнение: чиновники разъяснили, что законом не установлено, что два календарных года работы у тех же страхователей должны быть полными, при этом указали, что если женщина у одного или нескольких страхователей была занята менее двух лет, то выплата пособия по беременности и родам производится по одному из последних мест работы с учетом заработка, полученного в расчетном периоде у других страхователей. Аналогичной точки зрения придерживаются и некоторые суды (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2013 N Ф01-7139/13 по делу N А28-3493/2012, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 N 09АП-25262/14, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 N 02АП-1825/14).
По нашему мнению, такое толкование ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ не основано на законе и противоречит общему смыслу порядка расчета пособий, исходя из следующего. Во-первых, как мы уже говорили выше, законодательство содержит лишь требование о «занятости» работника у всех нынешних страхователей в двух предшествующих годах, но не устанавливает обязанности работника отработать оба эти года полностью у данных работодателей. Во-вторых, даже указание закона на «два предшествующих календарных года», на наш взгляд, следует толковать расширительно — как «расчетный период в целом», в котором у работника должен быть хотя бы один день, отработанный у обоих нынешних работодателей (ведь работник, например, может воспользоваться правом на замену расчетного периода в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона 255-ФЗ, и тогда речь уже не будет идти о непосредственно предшествующих году страхового случая двух годах).
Иное понимание данной нормы, на наш взгляд, ставило бы работников-совместителей, трудившихся в расчетном периоде у тех же работодателей, что и сейчас, но не отработавших у них расчетный период полностью, в неравное положение с такими же совместителями, трудившимися в расчетном периоде не только у нынешних работодателей, но и у других — ведь ч. 2.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ позволяет таким работникам выбирать, по одному ли месту работы получать пособие (и тогда учитывать все заработанное в расчетном периоде у всех работодателей), или по всем нынешним местам работы (из заработанного у каждого работодателя в отдельности).
Поэтому полагаем, что медицинская организация не вправе отказывать работнику-совместителю в выдаче второго листка нетрудоспособности для представления по месту работы по совместительству в связи с тем, что он не отработал в обеих организациях два предшествующих календарных года полностью.
Обращаем Ваше внимание на то, что данная позиция является лишь нашим экспертным мнением. В этой связи по данному вопросу мы рекомендуем Вам обратиться с запросом в ФСС РФ за официальными разъяснениями по почте (107139, Москва, Орликов переулок, д. 3а) или оставив обращение на официальном сайте ведомства.
Для случаев временной нетрудоспособности предусмотрены два вида буквенных и цифровых кодов, которые используются в зависимости от того, назначается ли пособие по временной нетрудоспособности. Если работник болел и ему было назначено пособие по временной нетрудоспособности, то следует использовать буквенный код «Б» или цифровой код «19», а если пособие по временной нетрудоспособности ему в соответствии с законом не назначалось, следует использовать буквенный код «Т» или цифровой код «20».
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденным тем же постановлением, отметки в табеле учета рабочего времени о причинах неявок на работу производятся на основании документов, оформленных надлежащим образом. Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность гражданина и подтверждающим его временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, который также служит и основанием для назначения работодателем соответствующего пособия.
Если работник представил листок нетрудоспособности, работодатель по совместительству проставляет в табеле учета рабочего времени по формам N Т-12 или N Т-13, утвержденным постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, отметку «Б» (или «19»). В противном случае уважительность причины его отсутствия на работе по совместительству возможно подтвердить путем представления копии листка нетрудоспособности, заверенной работодателем по основному месту работы (смотрите п. 17 письма ФСС России от 28.10.2011 N 14-03-18/15-12956). В этом случае при заполнении табеля работодателю следует проставлять буквенный код «Т» или цифровой код «20». Если же работник не представит вообще никакого документа, подтверждающего причины его отсутствия на рабочем месте, работодателю следует ограничиться проставлением в табеле кода «НН» (или «30»).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Еще статьи из этого раздела
- У бухгалтеров организации должности называются бухгалтер по кассовым операциям, бухгалтер по материальной группе, бухгалтер расчетной группы. Необходимо ли эти должности переименовывать на должность «бухгалтер» в соответствии с профстандартом? Можно ли оставить наименование должности прежним, но взять условия из профстандарта?
- Может ли ежемесячная заработная плата несовершеннолетних работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда, быть ниже МРОТ, или же работодатель должен производить доплату к заработной плате таких работников до уровня МРОТ?
- Организация занимается техническим обслуживанием автомобилей и применяет систему налогообложения УСН с объектом налогообложения \»доходы минус расходы\». Также есть договор комиссии, по которому организация отгружает материалы и осуществляет услуги по их установке. Сертификаты бессрочные, неименные, предполагают использование до полного погашения номинала (\»сгорание\» неиспользованных сумм не предусмотрено). Как в кассовых чеках следует отражать продажу собственных подарочных сертификатов на услуги, а также их отражение в бухгалтерском учете?
- Мясоконсервный комбинат занимается производством и реализацией мясной и колбасной продукции. В настоящее время комбинат планирует провести акцию на свою продукцию, например «при покупке 4 батонов колбасы 1 батон в подарок». Акция будет проводиться для оптовых покупателей. Условие о предоставлении бонуса будет отражаться в дополнительных соглашениях к договорам поставки (купли-продажи). Как правильно отразить данную операцию в бухгалтерском учете? Каков порядок налогообложения данной операции (налог на прибыль и НДС)?
- Организация в 2014 году получила налоговый убыток, что было отражено в декларации по налогу на прибыль за 2014 год. По этой декларации ИФНС в 2015 году затребовала пояснения, которые были ей предоставлены. В 2016 году организация получила прибыль, которая в налоговой декларации была уменьшена на убыток 2014 года. После получения декларации (в 2017 году) налоговый орган выставил организации требование о представлении документов, в котором со ссылкой на п. 3 ст. 88 НК РФ затребовал первичные документы, подтверждающие финансовый результат 2014 года. После того как организация представила в ИФНС затребованные первичные документы, работники налогового органа устно (по телефону) потребовали также представить регистры бухгалтерского и налогового учета. При этом налоговый орган не выявил в ходе камеральной проверки ошибок в декларациях по налогу на прибыль. В требовании ИФНС отсутствуют ссылки на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля согласно ст. 93 НК РФ. Организация не подавала уточненные налоговые декларации. Организация не заявляла в налоговой декларации налоговые льготы. Организация не является участником договора инвестиционного товарищества или консолидированной группы налогоплательщиков. Имеет ли право налоговая инспекция в ходе проведения камеральной проверки (в соответствии со ст. 88 НК РФ) запрашивать дополнительные документы — регистры бухгалтерского и налогового учета?