Гарант-РостСервис
8 800 201 23 71

Областной закон Ростовской области от 16 декабря 2009 г. N 348-3С «Об участии жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности»

Областной закон Ростовской области от 16 декабря 2009 г. N 348-3С
«Об участии жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности»

Принят Законодательным Собранием 3 декабря 2009 г.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Областного закона

Настоящий Областной закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ростовской области регулирует отношения, возникающие в связи с участием жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности.

Статья 2. Основные принципы участия жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности

Основными принципами участия жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности являются:

1) законность;

2) добровольность;

3) уважение и защита прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение правопорядка и общественной безопасности во взаимодействии с органами государственной власти, обеспечивающими правопорядок и общественную безопасность в Ростовской области (далее — правоохранительные органы), органами местного самоуправления;

5) недопустимость подмены полномочий правоохранительных органов и органов местного самоуправления.

Статья 3. Цели и формы участия жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности

1. Целью участия жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности является оказание содействия правоохранительным органам в осуществлении ими указанной деятельности.

2. Участие жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности может быть индивидуальным и коллективным.

3. Граждане, участвующие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, не вправе осуществлять деятельность, отнесенную федеральным законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов, выдавать себя за сотрудников этих органов, разглашать служебную и иную информацию, ставшую им известной в результате участия в обеспечении правопорядка и общественной безопасности.

Статья 4. Индивидуальное участие жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности

1. Индивидуальное участие жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности осуществляется путем:

1) информирования правоохранительных органов о ставших им известными фактах о готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушениях, причинах и условиях, способствующих их совершению;

2) оказания содействия правоохранительным органам, в том числе в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений;

3) участие в пропаганде правовых знаний;

4) в иных формах, не запрещенных федеральным законодательством.

2. Жители Ростовской области участвуют в обеспечении правопорядка и общественной безопасности в форме, предусмотренной пунктом 2 части 1 настоящей статьи, и в иных формах, связанных с непосредственным участием в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, исключительно во взаимодействии с правоохранительными органами.

3. Индивидуальное участие граждан в обеспечении общественного порядка может осуществляться в форме внештатного сотрудничества с правоохранительными органами.

4. Деятельность внештатных сотрудников осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 5. Формы коллективного участия жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности

1. Формами коллективного участия жителей Ростовской области в обеспечении правопорядка и общественной безопасности являются:

1) общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам;

2) самодеятельные группы граждан;

3) добровольные народные дружины.

2. Общественные объединения, указанные в части 1 настоящей статьи, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

3. Самодеятельные группы граждан, указанные в части 1 настоящей статьи, могут создаваться по месту жительства или по месту нахождения собственности граждан в целях защиты жизни, здоровья, а также охраны собственности от правонарушений.

Уведомление о создании самодеятельной группы, содержащее список граждан, входящих в ее состав, с указанием их анкетных данных (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и паспортные данные) и территории осуществления деятельности, подлежит направлению в территориальный орган внутренних дел и в орган местного самоуправления по месту осуществления ее деятельности.

При этом деятельность таких самодеятельных групп должна осуществляться исключительно на территории дворов, подъездов, на придомовой территории или по месту нахождения собственности и под контролем территориальных органов внутренних дел.

Статья 6. Добровольные народные дружины

1. Добровольные народные дружины являются добровольными формированиями населения по охране общественного порядка, создаваемыми органами местного самоуправления на территории поселений и городских округов в Ростовской области.

2. Органы местного самоуправления поселений и городских округов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создают условия для деятельности добровольных народных дружин.

3. Органы государственной власти Ростовской области, организации, общественные объединения и граждане вправе оказывать финансовую и материально-техническую помощь в осуществлении деятельности добровольных народных дружин в соответствии с федеральным и областным законодательством.

4. Деятельность добровольной народной дружины осуществляется в соответствии с настоящим Областным законом и принимаемым в соответствии с ним Положением о добровольной народной дружине, утверждаемом органом местного самоуправления поселения или городского округа, принявшим решение о создании добровольной народной дружины.

5. Положение о добровольной народной дружине должно определять цели, задачи, виды ее деятельности, структуру и порядок ее формирования, порядок взаимодействия добровольной народной дружины с правоохранительными органами, условия и порядок приема граждан в добровольную народную дружину и отчисления из нее, права и обязанности члена добровольной народной дружины, образец удостоверения и знаков отличия члена добровольной народной дружины.

6. Органы местного самоуправления, принявшие решение о создании добровольной народной дружины, направляют копию решения о создании добровольной народной дружины и копию утвержденного Положения о добровольной народной дружине в Администрацию Ростовской области, которая ведет Реестр добровольных народных дружин в Ростовской области, а также в территориальные органы внутренних дел.

Статья 7. Основные направления деятельности добровольных народных дружин

1. Добровольные народные дружины могут привлекаться правоохранительными органами к участию в:

1) мероприятиях по защите жизни и здоровья граждан, охране собственности физических и юридических лиц;

2) мероприятиях по предупреждению и профилактике правонарушений, а также по раскрытию совершенных преступлений и пресечению административных правонарушений;

3) мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения;

4) проведении неотложных аварийно-спасательных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным и областным законодательством;

5) мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности, охране окружающей среды;

6) мероприятиях по предупреждению и профилактике детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) других мероприятиях, отнесенных федеральным законодательством к компетенции правоохранительных органов, за исключением мероприятий, заведомо предполагающих угрозу жизни и здоровью членов добровольной народной дружины.

2. Члены добровольных народных дружин, участвуя в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не вправе осуществлять деятельность, отнесенную федеральным законодательством к исключительной компетенции сотрудников правоохранительных органов.

Статья 8. Требования, предъявляемые к члену добровольной народной дружины

1. Членом добровольной народной дружины может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, добровольно изъявивший желание вступить в добровольную народную дружину, способный по своим моральным и деловым качествам, уровню подготовки и состоянию здоровья исполнять обязанности члена добровольной народной дружины.

2. Членом добровольной народной дружины не может быть гражданин:

1) имеющий или имевший судимость;

2) признанный решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) состоящий на учете в учреждениях здравоохранения в связи с психическим заболеванием, заболеванием алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

4) не имеющий регистрации по месту пребывания или по месту жительства на территории деятельности добровольной народной дружины.

3. Членство в добровольной народной дружине прекращается в следующих случаях:

1) при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;

2) на основании личного заявления члена добровольной народной дружины;

3) в случае систематического невыполнения обязанностей члена добровольной народной дружины;

4) в случае привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения против порядка управления или административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность;
5) в иных случаях, предусмотренных Положением о добровольной народной дружине.

Статья 9. Права и обязанности члена добровольной народной дружины. Контроль за деятельностью добровольной народной дружины

1. Член добровольной народной дружины, участвуя в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории соответствующего поселения или городского округа, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушения;

2) вместе с сотрудниками правоохранительных органов участвовать в мероприятиях по проверке документов, досмотру транспортных средств, по временному ограничению или запрещению движения граждан и транспортных средств, по ограничению допуска граждан на отдельные участки местности и в их оцеплении;

3) оказывать содействие сотрудникам правоохранительных органов в задержании лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, и в пресечении правонарушений;

4) охранять совместно с сотрудниками правоохранительных органов места происшествий.

2. Член добровольной народной дружины обязан:

1) выполнять законные распоряжения сотрудников правоохранительных органов;

2) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

3) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих безопасности граждан, правопорядку и общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел и принимать меры совместно с сотрудниками правоохранительных органов по спасению людей, пресечению преступления или административного правонарушения, охране места происшествия;

4) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

5) иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение установленного образца.

3. Член добровольной народной дружины обязан пройти правовую подготовку, организация которой осуществляется территориальными органами внутренних дел.

Органы местного самоуправления, принявшие решение о создании добровольной народной дружины, вправе осуществлять медицинскую подготовку членов добровольных народных дружин по оказанию доврачебной помощи пострадавшим.

4. Положением о добровольной народной дружине могут быть предусмотрены также и иные права и обязанности членов добровольной народной дружины.

5. Правоохранительные органы, привлекая к осуществлению деятельности по обеспечению правопорядка и общественной безопасности членов добровольных народных дружин, обязаны обеспечивать их личную безопасность.

6. Территориальные органы внутренних дел и органы местного самоуправления, принявшие решение о создании добровольной народной дружины, осуществляют контроль за деятельностью добровольной народной дружины.

Статья 10. Социальные гарантии и формы поощрения жителей Ростовской области, участвующих в обеспечении правопорядка и общественной безопасности

1. За особые заслуги в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, проявленные при этом личное мужество и героизм жители Ростовской области, участвующие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, могут быть представлены к государственным наградам Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством.

2. Жителям Ростовской области, участвующим в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, устанавливаются следующие социальные гарантии:

1) в случае гибели в связи с участием в обеспечении правопорядка и общественной безопасности семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, за счет средств областного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 250 тысяч рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц;

2) при причинении в связи с участием в обеспечении правопорядка и общественной безопасности тяжкого вреда здоровью, повлекшего стойкую утрату трудоспособности и (или) инвалидность, за счет средств областного бюджета пострадавшему выплачивается единовременное пособие в размере 100 тысяч рублей, а также компенсируются понесенные им расходы на лечение, но не свыше 50 тысяч рублей с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц;

3) при причинении в связи с участием в обеспечении правопорядка и общественной безопасности иного вреда здоровью пострадавшему за счет средств областного бюджета компенсируются понесенные им расходы на лечение, но не свыше 50 тысяч рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц;

4) при причинении ущерба имуществу в связи с осуществлением деятельности по участию в обеспечении правопорядка и общественной безопасности пострадавшему из средств областного бюджета возмещается стоимость причиненного ущерба, но не свыше 50 тысяч рублей с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

3. Порядок выплаты единовременных пособий, возмещения расходов на лечение и возмещения ущерба, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, устанавливается Администрацией Ростовской области.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения могут устанавливать дополнительные социальные гарантии жителям, участвующим в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, а также иным образом поощрять жителей Ростовской области, участвующих в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, в том числе путем выплаты денежного вознаграждения, награждения поощрением, предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставления льготной путевки на санаторно-курортное лечение, а также осуществлять моральное и материальное стимулирование в иных формах.

Статья 11. Ответственность жителей Ростовской области, участвующих в обеспечении правопорядка и общественной безопасности

1. За противоправные действия, совершенные при осуществлении деятельности по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, жители Ростовской области, участвующие в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, несут ответственность, установленную федеральным и областным законодательством.

2. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам противоправными действиями жителей Ростовской области, участвующих в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статья 12. Вступление настоящего Областного закона в силу

Настоящий Областной закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области
В. Чуб

г. Ростов-на-Дону
16 декабря 2009 г.
N 348-ЗС



Еще статьи из этого раздела

Оставьте заявку!

Наши менеджеры свяжутся с Вами в ближайшее время.

    *Нажимая кнопку Оставить заявку вы принимаете пользовательское соглашение